Рисование на стекле акриловыми красками трафареты. Разнообразие и применение красок по стеклу. Отличие между акриловыми и витражными красками


Сама мысль о рисовании красками по стеклу может несколько пугать, но не все так страшно, как может показаться. Если у вас есть шаблон, который можно обвести, то работа со стеклом будет достаточно простой и увлекательной, а данная статья поможет вам сделать первые шаги в искусстве рисования по стеклу.

Шаги

Часть 1

Подготовка к работе

    Соберите необходимые материалы. Для рисования по стеклу потребуется несколько большее количество материалов, чем просто краски и кисти. Кроме того, вам будет необходимо надлежащим образом подготовить стекло к раскрашиванию, чтобы краска лучше держалась. Также следует иметь в виду, что некоторые краски после окончания работы для закрепления требуется запекать в духовке. Ниже представлен список того, что вам потребуется для рисования:

    • стеклянный предмет для нанесения рисунка;
    • ватные шарики;
    • медицинский спирт;
    • распечатанный на бумаге шаблон рисунка;
    • малярный скотч;
    • краски по стеклу (витражные);
    • кисти;
    • тарелка или палитра;
    • духовка (не обязательно).
  1. Подберите стеклянный предмет для раскрашивания. Вы можете раскрашивать банки, чашки или бокалы для вина. Также можно попробовать раскрасить стеклянное панно. Чтобы сделать панно, будет проще всего вынуть стекло из фоторамки. Когда же работа будет закончена, то стекло можно будет вставить обратно в рамку и повесить на всеобщее обозрение. Только не забудьте убедиться в том, что стекло фоторамки является настоящим, так как некоторые рамки комплектуются оргстеклом.

    • При демонстрации панно в фоторамке вы можете как убрать, так и оставить заднюю панель-подложку. Если вы решили ее оставить, то лучше будет закрыть ее белым листом. Краски по стеклу обычно являются прозрачными, поэтому они лучше всего смотрятся на белом фоне.
  2. Очистите стекло мыльной водой. Даже если стеклянная поверхность кажется чистой, ее все равно необходимо помыть. Малейшие следы жира, грязи или пыли могут препятствовать надежному закреплению краски на стеклянной поверхности.

    Подготовьте дизайн и шаблон рисунка. Шаблон будет необходимо распечатать на бумаге. Если вы собрались раскрашивать чашку или банку, то бумагу следует обрезать таким образом, чтобы она вошла внутрь предмета.

    • Лучшими шаблонами являются контурные рисунки, наподобие тех, что встречаются в раскрасках.
  3. Расположите шаблон там, где должен быть нанесен рисунок. Если вы впоследствии планируете использовать стеклянный предмет для еды или питья, то рисунок должен располагаться там, где он не будет касаться рта. Даже если в описании краски указано, что она "нетоксична", это не означает, что ее можно безопасно употреблять в пищу.

    Протрите поверхность стекла медицинским спиртом. Смочите спиртом ватный шарик и полностью протрите им поверхность стеклянного предмета. Любые жирные отпечатки пальцев могут препятствовать хорошему сцеплению краски со стеклом.

    • Постарайтесь больше не прикасаться к тому месту стекла, где будет наноситься рисунок.

Часть 2

Нанесение рисунка на стекло
  1. Возьмите контур по стеклу и выдавите из него немного краски на лист бумаги. Это необходимо сделать, так как обычно первое выдавливание контура имеет вид неопрятной капли. Чтобы такого не произошло на стекле, лучше выдавить контур на бумагу.

    • Некоторые контуры по стеклу являются "объемными".
    • Большинство контуров выпускается в черном цвете, тем не менее, иногда также встречаются контуры и других цветов, например, серебристые или золотистые.
  2. Обведите очертания шаблонного рисунка обычным или объемным контуром по стеклу. Держите кончик контура в непосредственной близости у стекла и начните обводить рисунок. При этом ваши движения должны быть длинными и непрерывными. Если вы будете работать короткими штрихами, то ваши линии, скорее всего, получатся неровными и неопрятными. Также постарайтесь не касаться кончиком контура самого стекла, иначе контур будет выдавливаться слишком узкой полоской, а краска будет стремиться прилипнуть к кончику контура.

    • Если вы левша, постарайтесь начать обводить рисунок с правой стороны. Если вы правша, начинайте обводить контуры слева. Это не позволит вам случайно смазать свежий результат своей работы.
  3. При необходимости подправьте готовые контуры рисунка. Внимательно осмотрите полученный результат, когда закончите обводить контуры. Если заметите некрасивые бугорки или комочки краски, сотрите их ватной палочкой, смоченной спиртом. Если краска успела подсохнуть, то ее можно сковырнуть ножом для бумаги.

    Оставьте контур сохнуть на день. Перед продолжением работы контур должен полностью высохнуть. В большинстве случаев для этого требуется около 6-8 часов. Тем не менее, лучше будет предварительно ознакомиться с приложенной к контуру инструкцией, так как время его высыхания может быть разным, что зависит от конкретного производителя.

    Выдавите немного краски по стеклу на палитру или тарелку. Если используемая вами краска упакована в остроконечный тюбик, то ею можно раскрашивать стекло прямо из тюбика. Также краску можно предварительно выдавить на палитру или в тарелку, чтобы работать с ней кистью; это позволит вам лучше контролировать процесс рисования.

    Закрасьте пространство стекла в пределах контуров рисунка. Не нажимайте на кисть слишком сильно, иначе вы можете стереть имеющиеся контуры. Просто поглаживайте кистью те области стекла, которые требуется раскрасить. Если в каком-то месте краска легла слишком тонким слоем, дождитесь ее высыхания, прежде чем накладывать второй слой. Если вы поторопитесь с нанесением второго слоя, то этим можете просто повредить первый.

    Обязательно споласкивайте и просушивайте кисть, прежде чем переходить к работе с другим цветом краски. Когда вам потребуется сменить краску, окуните кисть в воду и прополощите, чтобы отмыть ее от краски. Осторожно отожмите кисть о бумажное полотенце. Если на нем останутся следы краски, сполосните кисть еще раз. Если кисть не оставляет после себя следов, продолжайте отжимать ее до тех пор, пока на щетинках не останется лишней воды. Если вода попадет в краску, то это может привести к образованию в ней пузырьков.

    При необходимости снова подправьте рисунок. Внимательно осмотрите свою работу на предмет наличия помарок, которые нуждаются в исправлении. Исправить рисунок будет проще, пока краски еще не высохли, чем после этого. Для стирания лишней краски воспользуйтесь смоченными в спирте ватными палочками, кистями и зубочистками. Обычно это требуется тогда, когда вы случайно зашли краской за контуры рисунка.

    • Если в краске образовались пузырьки, проткните их булавкой или иголкой. Это обязательно необходимо сделать до высыхания краски.

Часть 3

Сушка краски и последующее использование окрашенного предмета
  1. Прочтите инструкции, прилагаемые к краскам по стеклу. Некоторым краскам требуется сохнуть несколько дней, прежде чем окрашенным предметом можно будет пользоваться, тогда как другие должны сохнуть вплоть до месяца. Существуют краски, которым для фиксации требуется запекание в печи. Так как указания по работе с различными красками сильно варьируются, вам обязательно следует прочитать инструкции к используемым вами краскам.

Роспись по стеклу привлекательна уже тем, что для этого не нужно быть большим художником! А область применения этой техники позволит Вам не только создавать оригинальные картины и рамки в витражном стиле, но и дать новую жизнь всем тем старым стеклянным стаканам, рюмкам, графинам, бутылкам и флаконам, которые есть в каждом доме.

Стекло - замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов. Оно может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; постоянно сопровождая нас в быту. Еще в античные времена ремесленники расписывали зеркала или стекла и украшали множество предметов стеклянной утвари. Они пользовались красками, которые со знанием дела сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла. Сегодня продаётся множество специальных красок по стеклу.

Нам понадобятся:

Хорошо освещённое место

Идеально ровный (установленный строго горизонтально) стол

Краски (очень жидкие). После нанесения на поверхность стекла они могут нежелательным образом стекать, следуя наклону столешницы

Для эскизов и рисунков: тонкая бумага для рисования; калька; фломастер с тонким кончиком; цветные карандаши; ластик для стирания карандаша; линейка с миллиметровыми делениями; фломастер со сверхтонким кончиком для рисования на стекле; бумажная клеящаяся лента; копировальная бумага

Для нанесения свинца: тюбик контурной пасты, например это может быть Piombo imitazione (Имитация свинца) фирмы «Феррарио»; пачка зубочисток; бритвенное лезвие; плаcтиковые тарелки; булавка

Для раскрашивания: набор круглых кисточек; набор прозрачных красок, включающий как минимум базовые цвета: белый, чёрный, жёлтый, красный, коричневый и лазурный; флакон бесцветного лака; флакон специального разбавителя для красок если нужно; пластиковые блюдца; несколько полотняных тряпочек, которые не оставляют ворсинок; кистемойка

Для очистки: состав для обезжиривания стекла; антистатический состав для чистки плексигласа; хлопковая тряпочка, не оставляющая ворсинок.

Живопись по стеклу создается, по сути, двумя материалами: сначала контурной пастой, которая имитирует эффект свинца, и потом краской, прозрачной - для стекла, и для холодной росписи керамики. Использование определённой краски может даже изменить функциональность предмета. Контурная паста выпускается в тюбике, выдавливается через насадку, образуя на стекле контур, который после затвердения будет служить границей для краски и защищать её от внешних воздействий. Краска, которая будет наноситься кисточкой, надёжно схватываясь со свинцовым контуром, обеспечит прочное соединение обоих материалов с основой.

Свинцовый контур - видимый и эстетически значимый элемент, хорошо узнаваемый и типичный; поэтому нужно выбирать рисунки, изначально созданные в стиле данной техники и по возможности упрощённые. Он напоминает витраж.

После выбора рисунка необходимо очистить основу антистатиком, чтобы удалить загрязнения с поверхности и обеспечить максимальную прочность сцепления со свинцом.

Как пользоваться контуром по стеклу

Откройте тюбик и, проделав отверстие, выдавите немного свинца на пластиковую тарелку, чтобы удалить, возможно, скопившиеся в тюбике лишние воздух и масло. Иногда в насадке может застыть немного пасты, которая будет препятствовать дальнейшему выходу состава наружу. В этом случае удалите застывший свинец, отвинтив насадку и вставив булавку изнутри в направлении выходного отверстия.

Контуры "Decola" , например, на основе водной акриловой дисперсии предназначены для создания объемных рисунков на различных поверхностях, таких как металл, дерево, керамика, стекло , пластик, ткань, холст.

Чтобы обеспечить равномерный выход свинца из тюбика (без необходимости сильно давить пальцем, напрягая тем самым кисть), подкрутите складку внизу тюбика, стараясь всегда держать тюбик под давлением. Теперь свинец готов к использованию.

Контур не должен быть ни слишком тонким, ни сплющенным, ни прерывисто-ломаным. Благодаря навыку вы будете создавать из свинца контур, похожий на круглую проволоку средней толщины.

Правильное положение тюбика в руке: горизонтальное на среднем пальце до изгиба кисти между указательным и большим пальцами. Придерживайте его указательным пальцем, чтобы не упал. Работать здесь будет большой палец, регулируя нажимом выход свинца.

Чтобы кисть не дрожала, а запястье и мышцы руки не напрягались, на стол следует опираться всем ребром кисти и предплечьем до локтя, чтобы получался единый рычаг, который перемещался бы, скользя по рабочей плоскости.

Теперь нужно снять с тюбика колпачок и подушечкой пальца другой руки очистить кончик насадки, который должен всегда оставаться совершенно чистым, иначе остаток свинца может изменить направление выходящего материала.

Определите точку, с которой хотите начать. Держите тюбик слегка приподнятым над стеклом и начинайте осторожно нажимать на него, выдавливая свинец так, чтобы он ложился сверху, и одновременно двигайте кистью и рукой, стараясь закрыть пастой линию рисунка. Когда необходимо остановиться, перестаете сжимать тюбик за мгновение до достижения выбранной точки, чтобы на стекло лёг последний отрезок свинца, оставшийся в насадке.

Если хотите продолжить работу и замкнуть контур рисунка, снова начинайте нажимать на тюбик, опуская начало валика свинца на окончание контура. Таким образом вы получите однородный контур без лишнего расхода материала. Если в результате образовался «наплыв» из свинца, возьмите зубочистку и осторожно разнесите в разные стороны излишек материала до исчезновения «наплыва». Если свинец не попал на линию, опять воспользуйтесь зубочистками, чтобы подправить контур, сдвинув его на нужную линию.

Эту операцию следует выполнить сразу, потому что через 5 минут свинец начнет затвердевать и после этого его нельзя поправить , разве что полностью удалить неправильный фрагмент контура (с помощью лезвия) и заново переделать. Во время работы важно не спешить: чем медленнее движется рука, тем более аккуратной получается линия контура. Если же будете действовать быстро или резко, валик станет неоднородным и не сможет образовать нужного барьера для сдерживания краски.

Доведите контур рисунка, работая спокойно и непринужденно. Когда контур закроет весь рисунок, оставьте работу на 5-6 часов, не меньше, чтобы свинец достаточно затвердел и можно было раскрашивать.

Прежде чем приступать к раскрашиванию стекла, необходимо провести несколько испытаний цвета на эскизе с помощью цветных карандашей. Ведь чтобы определить, как будет выглядеть наш рисунок, мы должны знать, какую рельефность желательно ему придать.

Контуром можно просто, без последующей росписи, подписать бутылочки для специй, баночки, и т.п. - получается оригинально, красиво, и потом удобно пользоваться. Можно дополнить роспись приклеиванием бусин и т.п. на суперклей, они хорошо держатся.

Как пользоваться прозрачной краской для стекла

Чтобы раскрасить рисунок с уже нанесёнными контурами и свинцом, на рабочем столе размещаем несколько баночек с прозрачными красками для стекла. Кроме того, потребуются баночка бесцветного лака для стекла и несколько кисточек. Теперь нальём разбавитель в кистемойку, которую будем держать под рукой, и, наконец, сможем приступить к работе.

1. Наливаем на поверхность стекла немного состава для обезжиривания.

2. Протираем её сухой тряпочкой, не оставляющей ворсинок.

3. Чтобы получить переход цвета, видимый с обеих сторон стекла, сначала подготовим колера, которыми будем работать. Если нужен более светлый оттенок, добавим в краску немного бесцветного лака (около половины объёма). Каждый колер наливаем в отдельную ёмкость.

4. Тщательно перемешаем колер кисточкой до получения однородного оттенка, затем оставляем на несколько минут, чтобы исчезли воздушные пузырьки, которые образовались при перемешивании.

5. Обмакиваем кончик кисточки и испытываем краску на пробном кусочке стекла, чтобы проверить, получена ли требуемая интенсивность. Если оттенок колера подходит, мы можем начинать работу.

6. Обмакнув в краску кисточку и покрутив её, чтобы сплотить волоски, возьмём немного краски на кончик и нанесём её на стекло так, чтобы цвет начал распределяться от края линии свинца. Работаем осторожно, кисточка должна едва касаться поверхности.

7. Для передачи цветовых переходов берем несколько красок одновременно, нанося их рядом одну за другой и осторожно размывая кистью места перехода между разными цветами, чтобы свести на нет границу и получить их взаимопроникновение.

8. Если после нанесения краски на её поверхности появится воздушный пузырёк, убираем его с помощью зубочистки или кончиком совершенно чистой кисточки.

9. Теперь надо приподнять стекло, держа его горизонтально, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь «пустых» участков. Для уверенности в идеальной прочности рисунка мы должны наносить краску так, чтобы она полностью прилегала к линии свинца. Примерно через двое суток краска высохнет окончательно, и работу можно вставить в подходящую рамку.

Как пользоваться краской для холодной росписи керамики

Используя краски для стекла, мы до сих пор расписывали предмет, применяя только разные градации одного цвета, или, располагая рядом друг с другом разные хроматические тона, для получения светотени.

Теперь же будем пользоваться палитрой эмалей, которая позволит писать в классической манере, с эффектами естественных цветовых переходов.

Краски для холодной росписи керамики - это глянцевые эмали насыщенного и яркого тона, созданные для обеспечения кроющего эффекта. Серия состоит из тонов, которые могут смешиваться между собой, и бесцветного лака, жидкости, которая при смешивании с эмалью делает её полностью или частично прозрачной.

Это краски двойного назначения: как кроющие они видны в отсутствие подсветки, как прозрачные - при подсветке сзади.

Для росписи воспользуемся круглыми кисточками из синтетического волоса и разбавителем для размягчения и очистки кисточек. Приступая к работе этими эмалями, мы используем рисунок, контур которого очерчен свинцом. Так же как и в красках по стеклу, готовим колера и для светлых оттенков, добавляем до 50 % бесцветного лака. Тщательно перемешиваем большой кистью № 6 и оставляем отстояться, чтобы исчезли воздушные пузырьки.

Делаем пробу двух цветов в углу пластинки, потом поднимаем её и смотрим на просвет, проверяем, чтобы краски имели одинаковую степень прозрачности. Перед началом очищаем стекло обезжиривающим составом.

Для росписи мелких элементов берём очень тонкую кисточку № 00 или 01. Естественно, время от времени надо поднимать стекло, всякий раз в горизонтальном положении, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь «пустых» участков, особенно около свинцовых контуров. В. Для придания фрагментам росписи определённой фактуры, например эффекта оперения птицы или шерсти медвежонка, надо подождать минут 5-7, потом снова работать с эмалью, нанося кончиком кисточки № 01 быстрые короткие мазочки.

Необходимо помнить, когда будем пользоваться белилами или их смесями с другими красками: чтобы получить примерно такую же прозрачность (как у краски без белил), надо добавлять в колер вдвое больше бесцветного лака. Готовую работу, прежде чем ставить вертикально, следует выдержать не менее двух часов в горизонтальном положении. Полная сушка займет двое суток, после чего картину можно вставить в раму. Для перехода эмали в стеклообразное, исключительно твердое состояние потребуется примерно 20 дней.

Рельефная паста

Рельеф-паста (контур) для стекла и керамики дает возможность легко нанести витражный рельеф прямо из тюбика с тонким носиком.

Работать с контурами очень просто. Рельеф наносится из тюбика , не пахнет, до высыхания легко смывается водой. Не требует закрепления обжигом. Вы можете наносить контур по трафарету, или подложив рисунок под стекло.

После полного высыхания (около 3 суток) рельеф устойчив к мытью даже в посудомоечной машине (в режиме "стекло" при температуре до 50 градусов).

Вы сможете декорировать этими контурами вазы, чашки, бокалы, тарелки, зеркала, окна веранды, елочные шары из прозрачного пластика. Контуры на водной основе, без запаха, ложатся не только на стекло, но и на другие поверхности. Поэтому их можно использовать в качестве универсальных акриловых контуров в любом декоре и и точечной росписи (технике пике).

Как расписывать цветное стекло

Чтобы придать индивидуальность заурядному тёмно-зелёному стеклянному блюду, можно использовать, например, рисунок кустика белых ромашек, которые дадут яркий контраст с фоном.

Нарисовав или выбрав рисунок, мы точно скопируем его тонким фломастером на лист кальки. Для переноса контуров на стекло воспользуемся копировальной бумагой для шитья.

Наложим кальку на выбранное место на блюде, стараясь расположить рисунок на равном удалении от краёв, затем закрепим его в верхней части клейкой лентой так, чтобы его можно было приподнять и подложить под него копирку. Теперь скопируем рисунок с помощью тонкой ручки.

По окончании копирования, прежде чем убрать копирку и кальку, приподнимаем их, чтобы удостовериться, что не пропущены какие-либо детали рисунка.

Чтобы нанести свинцовые контуры и не стереть рисунок, будем прикрывать его листом бумаги. Нанеся контуры, оставим их сохнуть минимум на сутки. Затем до начала росписи тщательно очистим рабочую плоскость и контуры обезжиривающим составом.

Потом приступим к раскрашиванию красками для керамики, используя их в чистом виде, с кроющим эффектом. Чтобы придать цветку движение, сначала напишем лепестки, чередуя белый цвет с серым жемчужным, который получается при смешивании белого с капелькой чёрного.

Затем перейдём к венчику, который будем раскрашивать красным тёмным и жёлтым тёмным. Начав с какого-нибудь места у внешнего края, кисточкой № 04 напишем тёмнокрасным тень в форме полумесяца.

Тщательно вымыв кисточку в разбавителе, заполним оставшуюся часть жёлтым и аккуратно сформируем плавный цветовой переход, не слишком нажимая на кисточку. В результате получим жёлтый венчик, оттенённый красно-оранжевым.

Для рисунка формы листьев берем разные оттенки зелёного, которые будем готовить минимум в четырех разных блюдцах. В первое нальём зелёного светлого (тёмный тон); во второе к зелёному светлому добавим немного жёлтого; еще больше жёлтого нальем в третье блюдце и ещё больше в четвёртое. Размешаем каждый колер и подождём несколько минут, пока не исчезнут воздушные пузырьки.

Начнём с листьев на втором плане, которые напишем чистым зелёным светлым и размоем жёлтым тёмным. Потом перейдём к листьям на первом плане, чередуя между собой три более светлых зелёных тона, размывая их жёлтым. Тем же способом можно расписывать черенки, используя более светлые тона в верхней части рисунка.

Оставим работу сохнуть минимум на двое суток.

Ромашки - очень нарядный декор, который можно использовать для украшения и других предметов, например, кожаной записной книжки, глиняной тарелки, керамической чашки или деревянных часов.

Такая технология нанесения узоров на стеклянные поверхности вызывает неоднозначное отношение. Кто-то считает ее «псевдоросписью», а кому-то она нравится даже больше классического витража, а потому и выше ценится. Выяснять, кто «правее» или «левее», не имеет смысла хотя бы потому, что многое зависит от личных предпочтений «зрителя» и мастерства того, кто выполнял роспись витражными красками.

Поэтому разберемся лишь с ее особенностями, а стоит самостоятельно этим заниматься или нет – на усмотрение читателя. Но сначала – немного теории.

Что такое витраж

В классическом понимании – это любая композиция декоративного характера с использованием материалов, пропускающих свет. Чаще всего для ее создания используются стеклянные фрагменты, хотя это и не единственный вариант. По сути, это , собранная из цветных образцов, скрепленных друг с другом. Роспись отличается тем, что основой для нее служит цельное «полотно», а краски лишь наносятся на его поверхность.

Но при соблюдении всех правил в итоге эффект получается тот же, хотя такая технология несколько проще. Например, если необходимо оформить какую-то основу, имеющую сложную, объемную конфигурацию. Ведь гораздо легче нанести краски, чем скрепить подобные элементы.

Виды росписи

  • Наиболее распространенная – оконная.
  • Перегородочная. Она используется для оформления не только временных (мобильных) внутренних стен, но и дверей с остеклением. Особенность в том, что краски накладываются с обеих сторон с соблюдением симметричности контуров росписи.
  • Потолочная. Стеклянные потолки монтируются не везде, но эффект, особенно при правильном расположении приборов подсветки, потрясающий.
  • Картинная. Ее используют при изготовлении отдельных элементов интерьера в виде панно, тех же картин и тому подобное, для чего образцы стекла обрабатываются соответствующими составами, а затем крепятся на стенах помещения.
  • Аксессуарная. Подразумевает роспись различных чашечек, ваз и так далее, то есть всего того, на что можно нанести рисунок. Именно она более всего подходит для тех, кто решил освоить азы этого искусства.

Мастер класс по росписи витражными красками

Готовим краски

У начинающих «народных умельцев» большей популярностью пользуются акриловые составы (на водной основе). Почему? Во-первых , они легко смываются, поэтому несложно что-то исправить, переделать. Во-вторых , отсутствие запаха. Ведь работа с «синтетикой» требует и соответствующих условий, в первую очередь, качественного проветривания. Это тем более важно в случаях, когда в помещении находятся малыши. В-третьих , их легко перемешивать, добиваясь любого оттенка и консистенции «раствора».

Единственный недостаток «водных» красок – неустойчивость в условиях избыточной влажности, и это нужно учитывать.

При покупке нужно посмотреть на специфику применения состава. Это должна быть краска именно для керамики или стекла. Плюс – на дату изготовления. С «подсохшей» продукцией работать будет сложнее.

Лак

Его применение – на усмотрение мастера. Но все-таки лучше таким составом (бесцветным) рисунок покрыть. Он не только придаст ему своеобразный блеск, но и защитит от жидкостей, которые могут просто растворить краску и испортить роспись.

Кисти

Ассортимент этих изделий достаточно большой. Для работы с акриловыми составами следует пользоваться мягкими кистями с ворсинками из искусственных материалов. Так как придется не только наносить краски на определенные участки, но и прорисовывать различные линии, то кисточек желательно иметь несколько, разной толщины.

Тюбики с контурами

Зачем они нужны? Такими составами обрисовываются контуры отдельных участков, так как различные по цвету краски нужно разделять, чтобы не допустить наплывов на «границе» из-за их частичного перемешивания. Кроме того, можно дополнительно оттенять отдельные зоны рисунка, более четко прорисовывая линии.

Такие составы известны и под другими названиями – «паста контурная», «аутлайнер» и ряд иных. Но смысл их использования понятен, поэтому ясно, что спрашивать в точке продажи. А выбор цвета – золотой, черный и так далее – зависит от общей композиции, следовательно, какой-либо рекомендации по данному вопросу быть не может. Это – на усмотрение «художника».

Все остальное, что может понадобиться для работы, есть в любом доме – салфетки, тряпочки (или губка) и тому подобное. Смешивать различные цвета для получения нужного оттенка можно в мелкой тарелке, блюдце или ванночке.

Порядок работы

Особых сложностей в рисовании нет, тем более что каждый из нас в детстве в той или иной мере «приобщался к искусству». Кто-то наносил рисунок карандашом на бумагу, а кому-то нравились мел и забор. Но есть некоторые нюансы росписи.

  • Независимо от материала основы, перед началом работы она должна быть обезжирена.
  • Сначала делается эскиз будущей композиции, для чего на сухую поверхность «накладывается» ее контур. Тем самым очерчиваются границы участков, которые будут окрашены каждый в свой цвет.
  • Нанесение краски. С первого раза может и не получиться, так как нужно буквально «чувствовать» оптимальную толщину слоя. Слишком тонко – после просыхания появятся разводы, пятна, поверхность будет иметь неоднородный оттенок. Слишком густо – краски с соседних участков «перейдут границу» и перемешаются. Но с опытом придет и понимание, сколько краски нужно брать кисточкой.
  • Просушка. Можно, конечно, этот процесс ускорить, используя фен или любой обогревательный прибор. Но более качественное покрытие получается, если сушка происходит естественным образом. Искусственное ускорение может привести к растрескиванию нанесенного слоя, даже потемнению отдельных участков, если термическое воздействие получится избыточным.
  • Покрытие лаком.

Это лишь общий алгоритм действий, который следует знать начинающему мастеру. Особенностей росписи много, и со временем этим искусством, при желании и усердии, сможет овладеть каждый.

  • На приобретении красящих составов можно сэкономить, если покупать не отдельные баночки с красками разных цветов, а набор с интересующими нас оттенками.
  • Рисунок не должен контактировать с пищей, напитками, а краска не должна попадать в ротовую полость. Если, к примеру, роспись делается на чашке, то от ее верхнего среза минимальный отступ – 1,5 см.

В наше время витраж – это роспись по стеклу витражными красками . В этой статье дадим мастер-класс росписи по стеклу в домашних условиях.

В более ранние времена мастера, украшавшие здания, дома, церкви и другие сооружения, создавали витражи с помощью кусочков цветных стёкол. Свет в храмах, проходящий через такое окно, создавал атмосферу тайны и благоговения.

На сегодняшний день мы можем сами создать витраж с помощью специальных красок.

С помощью витражных красок мы сможем раскрасить стеклянные баночки, используемые для специй или круп, расписные стеклянные бутылки внесут в интерьер индивидуальности, расписной стеклянный графин для воды или сока порадует своей красочностью, нарисованные цветы или бабочки на межкомнатной двери, окне или зеркале подарят хорошее настроение.

Роспись на стекле витражными красками, может помочь при выборе подарка для родных и друзей. Например, расписав, набор бокалов, вы сэкономите на эксклюзивном презенте. Такой подарок не найдёшь в магазинах, он создан своими руками и индивидуален.

Классификация витражных красок

Витражные краски разделяют на две самые основные группы:

  1. Краски на водной основе – акриловые, хорошо смываются водой и чаще всего требуют обжига для закрепления. После таких манипуляций расписное изделие можно спокойно мыть, даже с чистящими средствами, это не повредит краске.

Такие краски экологичны и практически не имеют запаха, за эти качества, они хорошо подходят и для детского творчества. Они более жидкие и прозрачные, хорошо пропускающие свет.

  1. Краски на основе органических растворителей – алкидные, могут быть как на спиртовой основе, так и на лаковой. Такие краски для росписи не требуют обжига, они более густые и матовые. Они хорошо держатся и их можно протирать влажной тряпкой или споласкивать.
    Но такие краски подойдут не всем – они имеют сильный резкий запах, поэтому с ними нельзя работать детям и людям с аллергией. В хорошо проветриваемом помещение работа с такими красками не принесёт вреда.

Каждый сам выбирает, какими именно красками он будет пользоваться при витражной росписи.

Акриловые – не пахнут, более яркие, не требуют специальных очистителей. Но при нанесении краска может лечь неровно или потребуется несколько мазков.

Алкидные – сильно пахнут, густые и матовые. Но при нанесении они ровно растекаются по поверхности и даже могут скрыть неровности и шероховатости поверхности изделия.

Виды витражных красок для декора

Витражными красками можно не просто расписывать стеклянную поверхность, ими можно создавать картины и другие произведения искусства. Для искушённых мастеров есть выбор текстур витражных красок не только по их основе.

Рисунки для росписи по стеклу витражными красками могут быть выполнены при помощи следующих материалов:

  • Силикатная – самая распространённая, они делаются путём плавки красителя и флюса, отчего получаются прозрачные или матовые краски.
  • Люстровая – из-за присутствия в составе краски оксидов металлов, такая краска имеет металлические или перламутровые цвета. Она достаточно жидкая, поэтому её применяют, нанеся предварительно контур, чтобы при росписи жидкость не растекалась и не смешивалась с другими цветами.
  • Вспенивающаяся – такая краска при обжиге набухает и немного отслаивается, за счёт чего получается объёмный рельефный рисунок витража.
  • Льдистая – или гранулированная, при обжиге гранулки растекаются, и рисунок получается в виде пупырышек. Перед их нанесением на расписываемую поверхность наносят олифу или специальный клей для лучшего сцепления краски со стеклом.
  • Матирующая – используют для придания стеклу матовости, обычно используют для больших поверхностей, где краски смешиваются между собой или для окрашивания по шаблону. Через сутки после окраски изделие обжигают для закрепления краски.
  • Мраморированная – обычно при такой росписи используется два цвета, второй наносится пока не высох первый. Затем с помощью кисти или губки они перемешиваются, в зависимости от того, что мы хотим увидеть в итоге. Однотонный мрамор можно получить, если капнуть на поверхность немного воды, а на воду прозрачную краску и после, сверху нужный цвет.
  • Кракелюрная – применяются для создания витража под старину, такая краска вместе с акриловым лаком даёт эффект растрескивания.
  • Жемчужная – краска, создающая жемчужины. Жемчужинка выдавливается на поверхность до нужных размеров, затем округляется. Через сутки она полностью высыхает.
  • Узорчатая – она жидкая, на основе воды и алкидных смол. При её использовании перед тем, как расписывать витраж, на необходимую поверхность сначала наносят каплю воды. Затем на воду краску одного или двух цветов, потом размешивают кисточкой или палочкой. Можно с помощью трубочки для коктейлей, выдуть свой узор.

Совет! Если витраж создаётся впервые, стоит начинать с обычных витражных красок, без каких-либо эффектов и без обжига.

Инструменты и средства

Для того чтобы работа не прерывалась и настроение не испортилось, подготовим заранее всё что нам понадобится в процессе росписи витражей:

  1. Конечно же, краски для витража. Для первого раза стоит взять краски, которые идут не под обжиг. Для лучшего закрепления можно воспользоваться лаком.
  2. Акриловый лак. Он сделает нашу роспись по витражу не только глянцево-блестящей, но и более износостойкой. К тому же изделие можно будет спокойно мыть водой.
  3. Контур для рисования витражными красками, обычно продаётся вместе с красками, либо в том же отделе.
  4. Конусные кисти. Это если краска в баночках и без насадок или если надо будет где-нибудь подправить.
  5. Палитру, если планируется смешать несколько цветов. Но для первого раза, стоит выбирать рисунок попроще.
  6. Трафарет с рисунком или узором. Трафареты для росписи витражными красками по стеклу, продаются там же где и краска.
  7. Маркер, чтобы перевести рисунок по трафарету на стекло.
  8. Стекло или стеклянное изделие. Стекло для росписи витражными красками продаётся в магазинах, где и краска, разных форм и размеров.
  9. Спирт или ацетон, что есть под рукой, для вытирания излишков краски и исправлений неровностей.
  10. Ватные палочки и зубочистки или иголку. Ими удобно убирать лишнюю краску и подправлять контур.
  11. Тряпку для вытирания кисточек, перед тем как окунуть их снова в краску.
  12. Растворитель для красок. Обязательно только для этих красок, растворитель другой фирмы или для других красок, может испортить наши краски.

Когда все инструменты и материалы готовы, нужно застелить поверхность, на которой мы собираемся делать витражную роспись по стеклу и приступать к работе.

Техника росписи по стеклу

Ниже приведена пошаговая инструкция, как расписывать стеклянную поверхность красками для витража на примере ирисов:

  1. Стекло обезжириваем с помощью любого моющего средства, либо спирта или ацетона, чтобы краска лучше легла на поверхность.

    Совет! Под стекло лучше всего подложить белую бумагу или ватман, так будет удобней рисовать видно какие оттенки краски нужны.

  2. Накладываем трафарет на стекло и обводим рисунок маркером. Трафарет нам больше не понадобится.
  3. Наносим контур. Двигаться лучше от центра к краям, не торопясь. Контур стараемся выдавливать равномерно и не оставлять разрывов.
  4. Контур должен как следует высохнуть, время его высыхания, обычно указывают на тюбике. Главное, не торопиться, приступить к раскрашиванию можно и на следующий день.
  5. Самое интересное заливка фрагментов витража. Также делаем это поэтапно, двигаясь от сердцевины картины.
  6. Выбираем цвет краски и расписываем все фрагменты этого цвета. Для светлых оттенков, смешиваем краски на палитре до нужного цвета.
  7. Когда цветы готовы, приступаем к фону между ними. По задумке он матово-прозрачный, для этого лучше использовать лак. Он сохнет довольно быстро.
  8. Приступаем к рамке – камушкам. Камни поменьше расписываем кистью поменьше, большие – кистью побольше.
    Теперь остаётся ждать, когда витраж высохнет, это зависит от краски, время высыхания указывается на упаковке.

Наша витражная картина готова, осталось поместить её в рамку и найти ей достойное место.

Вывод

Теперь мы знаем, как делать витражную роспись, и можем создавать собственные витражные шедевры, чувствуя себя настоящими художниками. Использовать свои витражные картины можно не только на простом стекле, также на посуде, окнах и зеркалах.

Украсив стеклянную чашку индивидуальным узором, её можно подарить родным или друзьям. Им не только понравиться её декоративный вид, но и польстит уделённое внимание и забота. Тем более такой подарок, обойдётся гораздо дешевле, покупного эксклюзива, так как цена красок доступна любому желающему.

На видео в этой статье мы можем посмотреть мастер класс роспись стекла витражными красками.

Прежде чем начать описывать, как же происходит роспись акриловыми красками по стеклу, хотелось бы остановиться на том, что из себя представляют акриловые краски для стекла.

Основные разновидности таких красок:

  • витражные,
  • покрывные.

В чём их отличие? Покрывные акриловые краски для стекла образуют непрозрачное покрытие. Роспись ими сродни рисованию обыкновенной гуашью. В принципе, с ними может работать любой, кто хотя бы немного умеет рисовать, при этом специальных навыков не нужно. Чаще всего такие краски имеют водную основу. Из-за этого они легко царапаются или даже смываются водой. Поэтому, чтобы полученное таким способом декоративное акриловое стекло радовало глаз долго, работу нужно обязательно покрыть специальным лаком. Как правило, если краски на водной основе, то и лак должен быть такой же - акриловый на водной основе. Такой "союз" обеспечит долговечное покрытие.

Витражные акриловые краски для стекла прозрачные, благодаря чему создаётся непередаваемая игра света.

Работать с ними немного сложнее, чем с покрывными: нужен хотя бы небольшой опыт работы с контуром. В магазинах Вы можете купить одну из разновидностей витражных красок:

  • Обыкновенные: чтобы они высохли, нужно лишь подождать. Чаще всего это не более суток.
  • Запекаемые витражные краски: чтобы изображение надёжно зафиксировалось, их нужно нагреть при определённой температуре в духовке (подробности работы с ними есть в каждой инструкции к ним).
  • Краски "прилипалы". Хотя их можно купить в отделах для детского творчества, многие взрослые не прочь попользоваться ими. Процесс работы довольно увлекательный: Вы наносите изображение на гладкую поверхность (очень удобно использовать для этого канцелярский файлик), немного ждёте, пока оно высохнет, а потом, когда получится плёночка с рисунком, отделяете её и приклеиваете на гладкую поверхность.

Это может быть не только стекло, но и зеркало, пластик, холодильник, керамическая плитка и т.д. Считается, что обращаться с такими рисунками нужно бережно. Однако мы по своему опыту знаем, что даже если зеркало с таким приклеенным рисунком почистить средством для чистки стёкол, ничего ему не будет. Ещё один плюс таких красок: если такое надоест, картинку можно снять и переклеить на другое место. В общем, это не вот творчество в его высоком смысле, а прекрасное развлечение для детей и взрослых.

Что необходимо для росписи акриловыми красками по стеклу?

  • непосредственно
  • акриловый лак для закрепления работы и её долговечности (как же будете внукам хвастаться своими творческими успехами?); он может быть в баночках, то есть наноситься кистью, или продаваться как аэрозоль (удобно, но дороже первого варианта),
  • кисти, желательно несколько, с разной толщиной,
  • художественные контуры: с ними роспись акриловыми красками по стеклу будет наиболее эффектна,
  • зубочистки и ватные палочки: ими очень удобно подправлять изображение,
  • палитра, которую может заменить одноразовая тарелка.

Для "продвинутых" художников могут также пригодиться:

  • кракелюрный лак: при помощи него делают трещины (кстати, такой лак нередко используют при создании винтажной мебели, о которой идёт речь в статье ),
  • структурные пасты: используя их, имитируют различные поверхности, например кожу и камень, и создают декоративные элементы,
  • специальные краски для мармирования: ими получают разводы, прямо как на мраморе.

Роспись акриловыми красками по стеклу начинается непосредственно с подготовки этого стекла. А поверхность может быть самая разная: это и окна (новогодние рисунки на окнах? Легко!), и зеркала, и декоративные панно, и бутылки, и самая различная посуда. Кстати, стеклянная мебель также отличное поле для творчества!

Представляете, какая гордость Вас переполнит, когда будете проходить мимо стеклянного фасада в гостиной, разрисованного собственноручно Вами? А когда Вы увидите, сколько стоит декоративное акриловое стекло, подобное Вашему фасаду, в элитной мебели, Вы с утроенным энтузиазмом и энергией приметесь за работу (кстати, если стеклянная "тема" - ваш вариант, то почитайте статью )! Вернёмся к подготовке стекла. Если стекло без лишних элементов, то его нужно всего лишь обезжирить при помощи спирта либо обычной жидкости для снятия лака с ногтей. Если же Вы собрались увековечить симпатичную бутылку, то сначала нужно снять все этикетки. Для облегчения работы подержите бутылку в горячей воде минут пятнадцать двадцать и при необходимости уберите остатки клея чистящим порошком, жёсткой щёткой или наждачной бумагой. После просушки бутылка готова к декору. Кстати, благодаря росписи акриловыми красками по стеклу можно сделать неповторимые вазы или подарочные бутылки на любой праздник.

После того, как выбрано изображение, которое будет украшать Ваше творение, и подготовлено стекло, можно переносить это изображение. У кого развиты художественные навыки, наносят его сразу. Для остальных хороший совет. Просто подложите рисунок под стекло и обводите его! Можно его приклеить водой, тогда будет совсем удобно. В зависимости от эффекта, который Вы стремитесь получить, разнится и работа. Если желаете эффект витража, то сначала нужно обязательно нанести контур, а уже после этого, когда он подсохнет (как правило, время высыхания контура один или два часа), разукрашиваете получившуюся раскраску.

Самое сложное здесь ровно нанести контур. Роспись акриловыми красками по стеклу подразумевает то, что контур наносится предельно аккуратно. Нажим руки при этом должен быть не слабым и не сильным: если нажимать слабо, краска не вытечет, если слишком сильно - вытечет с излишком.

Но и все неровности можно исправить при помощи зубочистки или ватной палочки. Если же эффект витража не нужен, то рисуете, как душе угодно: главное, чтобы процесс доставлял удовольствие, тогда и результатом будете довольны.

И напоследок некоторые советы и тонкости, которые могут помочь при росписи акриловыми красками по стеклу:

  • не забывайте, что ; достаточно быстро сохнут, поэтому не берите очень много краски из тюбика или баночки;
  • если Вы перестарались и выдавили слишком много краски, в течение работы её можно освежить, спрыснув водой;
  • лучше, если каждый цвет наносить несколькими слоями: тогда цветное акриловое стекло будет необыкновенно ярким и насыщенным. При этом дайте каждому слою хорошенько подсохнуть
  • не обязательно покупать сразу много оттенков красок. Для красивой росписи акриловыми красками по стеклу достаточно основных: синей, красной, жёлтой, зелёной и белой с чёрной, а уж из них можно получить неограниченное количество оттенков,
  • сделать рисунок фактурным можно обыкновенной губкой из поролона,
  • если нужно покрыть акриловыми красками для стекла большую площадь (быть может, фантазия разыграется и захочется разрисовать стеклянную дверь), то можно воспользоваться акриловой краской в виде аэрозоли: ей хорошо наносить фон, однако она стоит дороже обычной,
  • после работы кисточки мойте сразу, если не планируете приобретать новые,
  • вне зависимости от разновидности красок изделие следует покрыть лаком: так долговечнее;
  • и самый важный совет: не приступайте к работе без желания!

Ну что, работая над статьёй, я открыла для себя много интересных моментов, которые не знала ранее. Надеюсь, в скором будущем они мне пригодятся! А пока я хочу продемонстрировать несложное превращение бутылки от вина в симпатичную вазочку при помощи акриловых красок. Сразу хочу вас предупредить: рисовать я особо не умею (вернее, пока не развивала сильно это умение), поэтому не ждите здесь чего-то оригинального. Вот декупаж - это мой конёк, ведь там нужно не рисовать с нуля, а подрисовывать. Но это уже другая песня.

Пойдя по пути наименьшего сопротивления, я облюбовала стеклянную бутылку от вина, на которой уже есть выпуклые цветочки. Вернее, я облюбовала вино на свой День рождения, вдобавок присмотревшись к удачной упаковке.

Для работы мне понадобились: бутылка, акриловые краски (специальных витражных у меня пока нет, есть лишь "прилипалы", но они не совсем сюда бы подошли, поэтому я обошлась обыкновенными акриловыми художественными красками), контур по стеклу и керамике, кисти, жидкость для снятия лака с ватными дисками, зубочистки, ватные палочки, палитра, блёстки и акриловый лак на водной основе. Сначала я взяла наждачку, на случай если бы этикетки отрывались с трудом, но она не понадобилась.

Замочила мой сосуд в горячей воде, для верности добавив в неё жидкое чистящее средство.

Забыв про бутылочку часа на полтора, я с лёгкостью очистила её ото всех этикеток. После чего обезжирила жидкостью для снятия лака.

Приступила к работе с контуром. Как я описывала выше, сначала полезно попробовать вести им по бумажке. Обвела часть моих цветочков контуром. В моём арсенале имеется лишь серебряный, поэтому нужно приглядеться, чтобы увидеть его на фото.

Если где-то рука дрогнула, я это исправила при помощи ватных палочек и зубочисток.Подождав, когда контур высох, приступила к краскам.

Смешав краски, окрасила цветочки в жизнерадостные оттенки.

Теперь самое важное: надо уйти гулять с собакой. Шучу. В общем, ждёте, когда краски окончательно высохнут. Я в это время ушла в лес собаку выгуливать. Когда возвратилась, нехитрые рисунки уже можно было покрыть лаком. Во время этого я ещё некоторые цветочки сделала с блёстками: посыпала чуток блёсток, добавила каплю лака получилось несколько прозрачных блестящих цветочков.

Собственно, и всё! Вазочка для одного цветка готова.

Признаюсь, у меня она будет выполнять несколько иную роль. В компании с другими бутылочками интересных форм она будет тренировать в игровой форме дыхание детишек, которые приходят ко мне в гости. Подули в одну бутылочку слышим один звук, подули в другую звук изменился и т.д. И интересно, и полезно!

Повторюсь, не судите меня строго: на сей раз это была, скорее, не попытка творчества, а попытка продемонстрировать вам, как можно вдохнуть жизнь в любую вещь.

Еще материалы, близкие к теме