Монгольская юрта вид изнутри на дверь. Жилище без железа и бетона, или из чего сделана юрта. Бедная монгольская юрта


Итак, Монголия. Сначала и не думала заворачивать в эту страну. Решили ехать на Байкал, с иркутской стороны, соответственно. Потом к Байкалу плавно приплюсовали Бурятию (и не пожалели ни разу!), а потом я рассмотрела, что с Улан-Удэ не так далеко и до Улан-Батора! Не далеко - это 500 километров.


Выбор подтвердился окончательно, когда стала искать виды транспортировки из Улан-Удэ в Монголию, и нашла рейс монгольских авиалиний. Летает он несколько раз в неделю. Еще есть поезд, также пару раз в неделю. Причем, цена на самолет и поезд практически одна и та же - 5000 руб., плюс/минус. Только вот самолетом доберетесь за 1,5 часа, а поезд плетётся 14,5 часов. Мы сделали так: в Улан-Батор полетели самолетом, а обратно - поездом. Во-первых, так было удобнее по датам и времени, а во-вторых, ни капли не пожалели, выбрав поезд, потому что виды за окном были потрясающие.
Монголии я побаивалась, честно сказать. Знала о ней несколько отдалённых фактов: степи, степи, большая территория, мало жителей, большинство из которых - кочевники, лошади, Улан-Батор - самая холодная столица мира, и то, что один мой знакомый ездил туда охотиться с монголами. С таким набором я бы, наверно, ещё долго не выбрала Монголию как объект посещения. Ещё казалось, что вот сейчас выйду из аэропорта, а там - коровы какие-нибудь ходят, гужевые повозки с лошадьми, монголы в национальных одеждах, ни одного магазина, и вот она, я...
Но, каково было удивление, что сначала встретила в аэропорту огромную толпу туристов из Южной Кореи (уже, думаю, не одни тут будем:), а потом нас вёз очень даже симпатичный, модный, молодой монгол, и не на гужевой повозке, а на вполне хорошем авто. Да и музыка в машине играла приятная.


Аэропорт имени, конечно же, Чингисхана!

В общем - выдохнула. Ещё больше расслабилась, когда заселились в отель - вот уж действительно, это вам не сибирский сервис - номер оказался просто огромный! И воду питьевую не забыли, и все принадлежности на месте, и даже печеньки в качестве комплимента. Вот, думаю, тебе и монголы!

В Монголии у нас была местная гид - Болор, вместе с которой мы и начали изучение страны. Болор хорошо знает русский язык, так как училась в школе при российском посольстве. Хотя это, скорее, исключение. Русский язык в Монголии не знают, общение с туристами - на английском либо «на пальцах». Туристов, кстати, не мало. Особенно много корейцев. Так и не поняла с чем это связано. Очень много корейских ресторанов, кафе, и чуть ли не несколько рейсов в день прилетает из Сеула. Есть туристы из Китая, но больше, так называемых, внутренних монголов. Это те же самые монголы, которые живут обособленно на китайской территории, граничащей с Монголией. Естественно, китайцам такое соседство сто лет не нужно, и притесняют несчастных всеми способами. Русских туристов совсем не много. Видимо, это связано с очень дорогими рейсами из Москвы в Улан-Батор: летает Аэрофлот, билет в оба конца стоит примерно 50 000 руб., а также, возможно, с отсутствием туристических программ в данную страну.

Так вот, начали мы непосредственное знакомство с Улан-Батором с ресторана с буддийского монастыря Гандан (основной религией в Монголии является тибетский буддизм) - это крупнейший монастырь в Монголии.


Монастырь Гандан


А вот и монголы.

Идет молебен. Внутри снимать нельзя.

Большая чаша с благовониями. Купила для себя маленькую в Бурятии, теперь жгу дома.


Далее отправились на вершину Зайсан-Толгой. Сей мемориал символизирует память о поддержке Красной Армией монгольской революции и победе при Халкин-Голе.

Вместе с тем сюда стоит подняться, главным образом, ради панорамного вида на Улан-Батор.


Внизу хорошо видны юрты. Они жилые.








Улан-Батор - самая холодная столица мира. Среднегодовая температура –0,4 °C.

Сад Будды был, к сожалению, закрыт на реконструкцию (большая золотая статуя Будды находится именно там), и мы отправились во Дворец Богдо-Хана. Атмосферное место, где можно немного прикоснуться к истории и культуре Монголии.

Золотой Будда.


Дворец Богдо-Хана.

Главная площадь Улан-Батора носит имя крупнейшего монгольского революционера и руководителя - Сухэ-Батора. Её вы не упустите из вида, ведь площадь просто огромная. Не удивительно, что она входит в десятку самых больших площадей мира. Есть очень милая традиция - каждые выходные на этой площади собираются одноклассники, окончившие школу, для встречи. О дате встречи, конечно, договариваются заранее, а место всегда одно и то же - площадь Сухэ-Батора. Есть и еще одна традиция - это фото с Чингисханом. Статуя сидящего Чингисхана тоже находится на этой площади.


Площадь Сухэ-Батора.




Одноклассники)

Побывали мы и в Национальном историческом музее. Я не большой любитель подобных музеев, всё больше люблю изучать страну, так сказать, живьем, но музей оказался интересный.

Закончили первый день в Улан-Баторе концертом народного фольклора. Вот это действо, считаю, пропускать нельзя. Одно выступление с горловым пением чего стоит! Пожалуй, такого я не слышала, уж вживую - точно. Да, на концерт советую прийти заранее, чтобы занять хорошие места (билеты продаются без мест), иначе потом вас атакуют со всех сторон корейцы и придется ютиться где попало.

В общем, первый день прошел на одном дыхании, класс! Идем в корейский ресторан! Ну, а где ещё в ближайшее время попадешь в хороший корейский ресторан? Сходите обязательно. Многое есть было невозможно, потом всё внутри, да и снаружи, горело, но мы сходили))


Вечерняя площадь.

Тугрики.

День второй. Улан-Батор, кстати, переводится с монгольского как Красный богатырь. Красиво. Второй день мы провели за пределами Улан-Батора. Сначала отправились к самой большой статуе Чингисхана, она же - крупнейшая конная статуя в мире. Путь к ней - примерно 60 км. Статую сделали на деньги местного бизнесмена. Там же есть музей, магазинчики сувениров, кафешка. На голове лошади располагается смотровая площадка. Добраться туда можно на лифте, но советую пройтись по лестнице, так как очень много людей и лифт ждать долго. Сама статуя 40 метров в высоту, была открыта в 2008 году. Территория ещё достраивается. Говорят, в ближайшем будущем там появится много всего интересного - юрты для туристов, гольф-клуб, тематический парк, открытий театр и другое.



Внутренние монголы. Путешествуют всегда организованными группами.


Вид сверху.

Далее наш путь пролегал в Национальный парк Тэрэлж. О данном парке я ранее не слышала, поэтому ехала без особого воодушевления. И вновь Монголия меня удивила! Какая красота открылась взору! Природа Монголии - как она есть. Оказалось, что Монголия - это далеко не одни степи, степи. Это и горы различных причудливых форм, и красивый ландшафт местности, и речушки, и леса и ещё много чего, что менее чем за 4 дня увидеть не удалось(


Национальный парк Тэрэлж.




Гора "Черепаха".

На территории парка расположено очень много туристических баз. Мне особо приглянулась вот эта.


Юрты для туристов.




В этих юртах захотелось переночевать хоть бы одну ночку! Так что, у кого будет возможность - не упустите шанс. В том же парке Тэрэлж есть Буддийский медитационный центр Арьяабал. Подъём туда занимает минут 20-30, но оно того стоит. Вид сверху просто улётный. Медитировать да и только! И вообще, за эту поездку на буддийские территории нашей Бурятии и Монголии я как-то, неожиданно для себя, прониклась буддизмом. Приятно это всё у них, по мне.



Путь к медитации.


Жить надо высоко, душою звезд касаясь!

Самым колоритным местом за всю поездку считаю заход в гости к настоящей семье кочевников, в настоящую юрту. Да, не в эту красивую и ухоженную, как в парке, для туристов. Причем, заход в гости был такой: Болор сказала, что любая семья кочевников обязана принять путника, который постучался к ним. Собственно, мы и зарулили в ближайшую юрту вдоль дороги. Семья оказалась казахская. Кочевники обычно обитают в одной и той же местности, то есть не уходят далеко от дома. Но поговаривают, что бывают случаи непреднамеренного перехода границы кочевниками из Казахстана и Китая в Монголию и наоборот. Современные кочевники пользуются многими благами цивилизации - есть у них автомобили, сотовые телефоны и т.д. Когда нужно переехать на другое место - юрту быстренько складывают в багажник, а на новом месте быстренько раскладывают. Юрты в Монголии повсюду, это очень удобное жилье для кочевников в условиях здешнего климата. В Улан-Баторе до сих пор есть целый район с юртами. И как правительство не пытается заманить жителей в квартиры - монголы держатся за свои юрты до последнего! В отличие от той же Бурятии, где в юртах уже практически не живут, даже в деревнях, в Монголии и в деревнях живут, и в городах. Монголия - это островок доподлинной аутентичности. Это приятно, интересно.

Вернемся к казахам-кочевникам. Зашли мы в юрту, сели на кровать, ждем угощения. В юрте живет, вроде как, трое взрослых и двое детей. Скажу сразу - по достижении школьного возраста кочевники отдают детей в школы. Детей монголы очень любят. Стараются дать получше образование, возможность изучать языки, балуют подарками. Обстановка в юрте такая: посередине стоит печка для варки еды, труба выходит на улицу, 2 кровати, полочки, табуреточки, посуда, также стоит чан с кумысом (кисломолочный напиток из кобыльего молока, настаивается несколько дней). За кумысом мы и зашли. Кочевники живут, кроме прочего, на доходы от продажи кумыса. Ну что, попробовали - кумыс прикольный, кисленький, жидкий, похож отдаленно на кефир обезжиренный. Оставили за гостеприимство и кумыс денежку, но это не обязательно. Каждый кочевник примет путника, накормит и обогреет совершенно бесплатно. Монголия - край суровый, особенного зимой.

Чан с кумысом.

Жилая юрта.

Кумыс.


Традиционное занятие монголов - скотоводство.



Двугорбый верблюд мало где обитает на Земле. Монголия - одно из таких мест.

К большому сожалению, не удалось увидеть пустыню Гоби. Уж слишком далеко она от Улан-Батора, и слишком мало времени было. Но ради неё, в том числе, я вернусь в Монголию ещё раз.

Передвигались мы везде на заранее заказанном авто. Однако могу сказать, что такси относительно не дорогое, но опять же, многие таксисты говорят только на монгольском. Есть междугородний транспорт, автовокзал. Ехать в Монголию, всё же, лучше в теплое время года.

Монгол Шуудан переводится как Монгольская почта.

Монголы живут не богато, но как-то на жизнь не жалуются. Может, потому что буддисты). Отдельно нужно сказать о кухне Монголии. Кухня - это сплошные блюда из мяса - буузы, хушуры, цуйван. В общем, для меня, как человека, который уже 2 года не ест мясо и не собирается - нужно было потрудиться, чтобы выбрать что-то национальное и не мясное. Но меня не проведешь - я и буузы нашла с овощами, и цуйван с морепродуктами. Да - все ржали)) но всё же! Национальные блюда схожи с бурятскими. Буряты и монголы вообще как единый народ. В 20 - 30-е годы 20 века было даже национальное движение за объединение Монголии и Бурятии. Из напитков меня покорил монгольских чай. Чаем это, конечно, уже сложно назвать. Мешанина жуткая. Это одновременно и суп, и второе блюдо, и десерт, но вкусно, согревает и как-то успокаивает. Мне настолько понравился, что хапнула потом в магазине огромный пакет этого чая. Теперь, когда навожу и пью его - вспоминаю радушную Монголию. Состав примерно такой - настой трав (или китайский зеленый чай), крупа, соль, молоко, масло сливочное. Можно и буузы туда кинуть, не шутка) Ну а что - быстро и питательно.


Овощные буузы.


Знаменитый чай!

Путешествие заканчивается, пора домой, через Улан-Удэ. Болор отлично говорит по-русски, но ни разу не была в России. Мечтает поехать в Москву, причем в Москву и только в Москву) Болор, желаю тебе скорее осуществить эту мечту!) А частичку моей души Монголия забрала навсегда, определённо..

В своё время я взял фразу про жилище диких сибирских обывателей из авторских примечаний К. Ф. Рылеева к одному из его произведений, уж не помню, к какому, эпиграфом к моей книге «Божество». Сделал я это, потому что мне понравилось весьма необычное для современного языка сочетание «дикий обыватель».

Почему именно это выражение стояло эпиграфом к книжке, я уж вам здесь рассказывать не стану. Интересно – почитайте и сами поймёте. А здесь я расскажу как раз о жилищах диких сибирских обитателей. Начнём с юрты. Почему? Потому что юрта – это изобретение то ли тюрков, то ли монголов, то ли гуннов, сделанное в той самой области, из которой все эти дикие обыватели и попёрли, прежде чем стать сибирскими, центральноазиатскими, европейскими и т.п., – где-то в районе Внутренней Монголии или чуть западнее.

Итак, что такое юрта? Слово «юрта » (yurt, jurt, jurd) – тюркского происхождения. У монголов (равно как и у бурят, которые тоже почти монголы) юрта называется гэр. У тюрок слово «юрт» первоначально означало некую территорию, владение, но постепенно это название переместилось на собственно жилище. А именно (в наиболее общем случае) – жилище на основе цилиндрического плетёного каркаса, обтянутого чем-нибудь для защиты от дождя, ветра и холода, с округлым или коническим навершием. В самом верху обычно оставляется круглое отверстие для выхода дыма. Классическая юрта покрывается войлочными кошмами (у киргизов они называются которе туурдук) и выглядит примерно вот так:

Юрта киргизов. Буденновский р-н Таласской обл. 70-е годы

Вот победнее:

Бедная монгольская юрта

Вот погрубее:

Юрта, крытая войлоком

А вот побогаче и посимпатичнее:

Казахская юрта

Края кошм обычно отделывались толстым шнурком – чтобы не трепались. Те, кто побогаче, укладывали кошмы в два слоя, а снаружи украшали их узорчатыми лентами.

Юрта, украшенная лентами

В наше время часто незамысловато обтягивают брезентом.

Современная монгольская юрта

Монгольская юрта

Иногда для дополнительного утепления/укрепления/теплоизоляции используют циновки. Бывает, особенно когда жарко, обходятся вообще без войлока, просто закрепляют на каркасе циновки – и всё. Иногда войлок кладут поверх них. Бывает, что циновками юрту обшивают поверх войлока.

Узбекская женщина у входа в юрту. 1913. Фото С. М. Прокудина-Горского

Туркменские юрты

Праздничная или просто богатая юрта в хорошую погоду может быть покрыта коврами.

Праздничная юрта

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin Киргизия. Юрты на берегу реки Чу, 1875

В разобранном виде средняя юрта весит около 250 кг, и её легко перевозить в повозке.

Сложенная юрта в повозке

Богатые монголы могли свои юрты вообще не разбирать – ставили их прямо на повозки.

Юрта на повозке

Вот так выглядела юрта Чингис-хана.

Неразобранная юрта на повозке напоминает кибитку, но к кибиткам мы ещё вернёмся.

Считается, что два взрослых человека могут качественно поставить юрту за один-два часа. Сначала ставят по кругу звенья каркаса (кереге ) и связывают их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляют и привязывают дверную раму (есик ). Затем, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, поднимают и укрепляют 3-4 жердями (уык ) верхнюю часть (деталь) юрты, именуемую тундук, тооно или шанырак . Через шанырак выходит дым, светит солнце, шанырак закрывают клапаном во время дождя и снега. Выглядит он вот так:

Затем к шаныраку подсоединяют остальные жерди, привязывая их нижние концы к верхним развилкам кереге. Можно догадаться, что символическое значение шанырака для номадов – очень велико: тут и солнце, и центр неба, и центр и верх жилища и т.п. Казахи даже поместили шанырак на свой герб, а киргизы на флаг.

Каркас обвязывают/стягивают шнурами, тесьмами, верёвками, а потом укрывают. Чем, я уже рассказал выше. Вот. Внутри в юртах у разных народов и вообще у разных людей всё было устроено по-разному и раньше, а уж в наши дни и подавно. Но кое-какие общие фишки можно назвать.

Внутренности юрты

Например, пол, как правило, был земляной. Иногда, правда, делали деревянный настил. На пол клали войлок, поверх войлока ковры и/или шкуры животных. На стены вешали ковры, вельветовые тряпочки, бархат.

Каракалпакская юрта

Огонь, как правило, разводили в центре юрты. За очагом, у стены напротив входа традиционно располагалось главное лежбище, оно же место главы семьи. В его основании была широкая тахта, на дальний край которой, у стеночки, складывали запасные кошмы, свёрнутые ковры, одеяла, подушки, шкуры, тюки с шерстью. У киргизов весь этот постелесклад называется джук .

Джук в киргизской юрте

Вот. Ну и хватит, пожалуй, об обычных юртах.

По мере того, как тюрки и монголы продвигались на север и запад, сменяли кочевое скотоводство на стойловое (а то и вообще на земледелие), встречались с русскими, которые жили в срубных избах, они переставали считать классическую юрту достаточно серьёзным домом. И начинали её совершенствовать. Так появилась, например, бурятская капитальная юрта:

Бурятская срубная юрта

Такие же иногда строили алтайцы. А вот якуты, хоть и тоже тюрки, видимо, ушли на север ещё до того, как среди тюрок распространились юрты. Их летнее крытое берестой жилище, ураса , напоминало скорее шалаш или чум (о чумах мы ещё поговорим).

Ураса

А зимнее – дьиэ – строилось на основе прямоугольного каркаса из толстых брёвен, к которым прислонялись наклонные стены из брёвен тонких. Всё это обмазывалось глиной или навозом и обсыпалось землёй. Почему-то эти строения тоже иногда называют юртами.

Так. А теперь примемся за другой, не менее распространённый, чем юрта, тип жилища (не только жилища) диких сибирских (не только сибирских) обывателей – чум.

В русском языковом сознании слово «чум» обычно ассоциируется с чукчами, а вообще чумами, чтобы не заморачиваться, зовут все конические шалаши северных жителей. На самом деле, слово это происходит из финно-угорских языков и вовсе не из Сибири. У коми «тсом» (вот тут мы попытались написать это слово древнепермской азбукой –), у удмуртов «цум» – это конусовидное лесное или прибрежное хранилище припасов. Так же, к слову, называется мера расстояния – перегон по реке от одного чума до другого. Русские научились этому слову у удмуртов. А когда продвинулись дальше на север и на восток, они увидели, что всякие «дикие сибирские обыватели» в чумах – живут. И саамы, которые лопари, в общем, тоже в них живут, хоть и не сибиряки. Конечно, у всех этих народов жилища назывались, да и выглядели немного по-разному.

Вот, например, кувакса саамов:

Семья саамов, 1900 год

Они крыли её мешковиной или брезентом.

А это кота . Тоже саамская. Полностью деревянная.

Саамская кота

Чум тунгусов-эвенков назывался дю . Тунгусы были пешими кочевниками, Сибирь они освоили третьими – после палеоазиатов и юкагиров. Возможно, именно они и научили все местные племена строить чумы. А может, наоборот, научились у них. Хотя, по-хорошему, конструкция эта настолько проста, что скорее всего просто её придумали одновременно разные люди в разных местах. Вот так был устроен дю внутри:

Летом дю крыли вываренной берестой (берестяной чум – тыксама дю ) или корой лиственницы. Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпались землёй и снегом. Эвенки, кстати, судя по их обычаю размещения внутри жилища, были гостеприимнее монголов: места справа и слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага – для членов семьи и гостей-женщин, самое тёплое место (малу ) за очагом, напротив входа – для гостей-мужчин. Когда гостей нет, почётное место предназначено для мужских занятий – хозяин чума строгает там всякую хрень, чинит снасти и т.п.

Установка чума:

Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни. Вот тофаларские дом и чум рядом:

Ненцы, народ самодийской группы, до того, как начать жить в чумах, использовали самый древний (или один из самых древних) вид человеческого рукотворного жилища – заслон – хэнг . Заслон может укрыть от ветра, от метели, он быстро ставится – две палки, шкура, натянутая между ними, – всё. Но уже давно ненцы тоже живут в чумах. Преимущественно – крытых оленьими шкурами. Чум ненцев называется мя .

Отдельные мя строят для рожающих женщин (ся мэй мя – нечистый дом) и рожающих олених (сую мя – дом оленёнка). Мя, в котором умер человек, оставляется и становится своего рода могилой, покойницким мя (халмер мя ). Летний мя ненцы покрывают старыми прохудившимися шкурами мехом внутрь.

Молодые ненки у мя:

А есть ещё такой необычный народ – долганы. Тусовались в одном районе эвенки, якуты, русские и нганасаны, разводили оленей, к началу XIX века поперемешались и стали считать себя отдельным народом. Так вот, эти самые долганы придумали так называемый балок – «нартенный чум», хотя, конечно, никакой это не чум вообще, даже не похож. Это параллелепипедный домик, устанавливаемый прямо на нарты. Т.е., возить его можно, как юрту Чингис-хана, не разбирая.

Вот фотография 1927 года (балок справа):

А вот фотография конца 1990-х:

А теперь, собственно, к чукчам. Именно с чукчами, как уже говорилось, в нашем сознании связано слово «чум» – не в последнюю очередь благодаря замечательной «Песенке о терпении» синтез-группы Игоря Гранова (бывших «Голубых гитар»). Помните её? А чукча в чуме, чукча в чу-уме… Помните? Хорошо. Так вот, чукчи в чумах не живут. Чукчи, особенно оленные, живут в ярангах . Вот в таких:

Яранга и вялящяеся рядом с ней мясо

Яранга, конечно, немного похожа на чум, но конструкция у неё посложнее:

Каркас яранги

Уловили? Сначала ставятся восемь-двенадцать треног, треноги связываются горизонтальными жердями, потом к ним крепятся основные наклонные – скатные – жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими «швабрами»-распорками. Самый венец подпирают ещё две-три жерди, играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины и т.п. Как правило, яранга разделяется перегородками из шкур на несколько отсеков. Иногда внутри яранги ставят дополнительный, в форме прямоугольного параллелепипеда, каркас, который также накрывают шкурами. В таких случаях вход во внутренний «домик» ориентирован в сторону, прямо противоположную той, в которую ориентирован внешний вход в ярангу. Так меньше задувает.

На полу яранги раскладывали оленьи, тюленьи и китовые шкуры, оленьи рога. Последние использовались в качестве сидений.

У чукчей научились строить яранги их соседи – эскимосы. До того им, бедным, приходилось зимой жить в иглу (инуктитутское – ᐃᒡᓗ*) – это такая «избушка ледяная»:

глу строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали (а иногда и покрывали стены) шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения использовались плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но стены не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в иглу могла поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу, в результате чего в иглу было достаточно сухо.

Строить иглу – очень хитрая наука. Но эскимосы, научившись у чукчей строить яранги, с радостью начали это искусство забывать. В свою очередь эскимосы и алеуты научили прибрежных чукчей строить валкаран – «дом из челюстей кита» . На самом деле он был не совсем из челюстей. Валкаран – это полуземлянка на основе целого китового скелета или просто со стенами из китовых костей.

Эскимосская полуземлянка - валкаран

Эскимосская полуземлянка - валкаран - вид изнутри

Вот. Ну, оставим, пожалуй, в покое наших севрных товарищей и обратимся к индоевропейцам. Как известно, именно праиндоевропейцы были первыми в мире кочевниками, они приручили лошадь и придумали колесницу. До верховой езды они не додумались, правда, зато додумались поставить на колесницу что-то вроде крыши. Примерно так:

Арджуна и Кришна в колеснице

Для индоариев, которые так и остались кочевыми аж до середины XX века, для цыган, колесница с крышей – кибитка – стала не только транспортом, но и домом.

Цыгане с кибитками

Учитывая, что индоарии докочевывали и до Монголии, можно, кстати, предположить, что обращаться с лошадьми и перевозить дома на повозках тюрко-монголы научились у них. Хотя кто знает...

А теперь перенесёмся к юговосточным соседям эскимосов, к североамериканским индейцам.

Индейский «чум» похож на все остальные чумы и называется типи. Распространён в районе Великих равнин. Типи имеет форму слегка наклонённого конусообразного шалаша на каркасе из жердей, покрытых обработанными шкурами бизонов или оленей. Позднее, с появлением на континенте европейцев, иногда использовалась более лёгкая парусина. На вершине находится дымовое отверстие, обычно прикрываемое двумя лопастями. В нижней части была дополнительная подкладка из шкур, предохраняющая тягу. Сегодня типи используются только консервативно настроенными индейцами и всякими толкинутыми на индейскую тему.

Типи. Оклахома. 1869 год

Типи часто путают с вигвамом . На самом деле вигвам – это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы:

Вигвам апачей, 1903 год

Алгонкинский вигвам

Британские первопроходцы, всякие мормоны и следопыты, пёрли на Дикий Запад, как цыгане, в кибитках, и как эвенки, пешком, а когда решали осесть, перво-наперво строили себе такие серьёзные шалашики, которые получили название «английский вигвам ».

Вот так выглядел каркас английского вигвама. Обратите внимание на каменный очаг в глубине.

Поразительно всё-таки, как все эти многочисленные народы двух континентов, жившие в чумах, ярангах и юртах, не придумали за столько веков складывать каменный очаг! Ну, понятно, просто положить камни на пол или даже без камней – расчистить место, сделать ямку – и всё – проще, но ведь с очагом удобнее! Ну ладно чукчи-эскимосы, у них, может быть, камня не было, ну а те, кто не в таком снежном аду? Те же индейцы? Не понимаю.

А вообще, посмотрите на все эти традиционные жилища и задумайтесь – сколько тысячелетий (ты-ся-че-ле-тий, ого!) сотни тысяч человек, целые народы жили, довольствуясь столь малым – стены из каких-то шкур или ваще из бересты, дырка для солнца над головой, шкура под задом, костерок… Вот, многие часто задают друг другу вопросы типа «что вы будете делать, когда вам навсегда отрубят электричество (газ, горячую воду, перестанут выпускать дезодоранты)?» Ну… ну как – что? Сначала посокрушаемся, повымираем немного, а потом… Да ёлки-палки, ну вернёмся в долгое детство человечества и будем счастливы. Посмотрите, вот, на пигмеев. Их «лесное жилище», форест двеллинг, – это ведь вообще просто несколько веточек, даже не шалаш – а им ничего, живут.

Пигмеи живут – и мы выживем. Построим кибитки, впряжём в них питбулей… А пока присматривайтесь, запоминайте – как юрта устроена, как яранга… В городах, скорее всего, будет небезопасно.

Юрта (гэр) – традиционное монгольское жилище. До народной революции в Монголии (1921-1924) в юртах жила основная часть населения. И сейчас юрты широко распространены, особенно среди сельских жителей. Ведь монголы всегда были скотоводами-кочевниками и остаются ими до сих пор. Многие из них живут в юртах, не относясь к какому-либо населенному пункту и не имея прописки. Однако юрты также распространены и в городах и даже в столице Улан-Баторе.


Устройство монгольской юрты

Войлочная юрта идеально подходит для кочевой жизни. Ее можно свернуть примерно за час и перевести с помощью простого транспорта на новое место. Разворачивается юрта также быстро.

Состоит юрта из деревянного остова и войлочного покрытия (иногда в два слоя), поверх которого может быть намотана ткань для защиты войлока от дождя и снега. Юрта может иметь подпорки внутри, а вся ее конструкция стягивается вокруг поясами, которые закрепляются по бокам двери.


Раньше вход делали из стеганного войлока, сейчас в основном используют двери. В зимнее холодное время к входу могут пристроить теплый деревянный тамбур. Окон в юрте нет, свет в жилище попадает через круглое отверстие в центре кровли (тоно) и через открытую дверь в летний период.

Традиционно вход в юрту обращен на юг. С помощью солнечного луча, проникающего в дверь, монголы определяли время. Сейчас за этой традицией следят мало, главное, чтобы вход был удобно расположен для семьи.


В юрте нет ничего лишнего, всё имеет строгое предназначение. Площадь юрты используют очень экономично и рационально.

В центре юрты находится печь. Благодаря круглой форме, тепло распространяется по жилищу равномерно.

Восточная часть юрты считается женской, а западная – мужской. В женской части храниться посуда и сундуки с тканью, одеждой и украшениями, а в мужской инструменты, седла и охотничий инвентарь.


Обычаи и правила поведения в монгольской юрте

  1. Нельзя заходить в юрту без приглашения хозяев
  2. Не входите в юрту тихо. Необходимо подать голос, чтобы оповестить хозяев
  3. Не принято здороваться через порог
  4. Порог юрты - это символ благосостояния семьи. На него нельзя наступать и садиться
  5. Не свистите в юрте, это сигнал, вызывающий злых духов
  6. Нельзя отдавать огонь очага в другую юрту
  7. Не входите в юрту с пустой посудой или лопатой. По монгольским приметам пустая посуда - к несчастью, а лопата – к покойнику
  8. При застолье гостям нельзя меняться местами

Самая большая монгольская юрта в мире

Самая большая юрта, построенная по монгольским технологиям, находится в туристическом комплексе «Ставка Чингисхана». Владеют этим комплексом прямые потомки великого завоевателя.

Развитие промышленности и социалистическое преобразование сельского хозяйства вызвали к жизнв современные города и крупные населенные пункты. По данным переписи МНР на 5 января 1963 г., 40.8% населения страны, живет в городах и населенных пунктах городского типа. Этот факт говорит о больших изменениях, происшедших за годы народной власти в образе жизни монголов. Быт монгольского народа меняется в результате перемен в хозяйственном укладе. В настоящее время не только города и аймачные и сомонные центры, но и усадьбы госхозов, машинно-животноводческих станций и сельскохозяйственных объединений становятся пунктами оседлости. В монгольских степях создаются стационарные населенные пункты даже в бригадах СХО.

Здания в поселках строятся в зависимости от местных условий из кирпича, камня, дерева и других материалов, выпускаемых строительной промышленностью. Как облицовочный материал широко используются мрамор и гранит. В северных районах страны, где много леса, дома часто строятся из дерева, тогда как в восточных, южных и западных районах преимущественно используются другие материалы (камень, кирпич и т. д.). Используются также и местные материалы, например камыш, саман и т. д. В Керуленском госхозе поселок построен из каменных и саманных домов. В качестве строительного материала здесь широко применяется камыш. Работает несколько предприятий по производству стандартных домов.

В архитектуре новых зданий успешно используются традиции национального зодчества. Хотя в дореволюцонной Монголии, как известно, почти не было городов, но в стране в более ранние периоды ее истории были свои города. Археологические раскопки, проведенные на развалинах древних городов Монголии членом-корреспондентом АН СССР С. В. Киселевым, а также исследования монгольских ученых дали интересный материал по истории городов Монголии XIII-XIV вв. Опираясь на местные традиции, а также используя элементы китайской и тибетской архитектуры, средневековые зодчие талантливо решали задачи ансамбля и архитектурной композиции.

В настоящее время в городах и крупных населенных пунктах строятся современные здания. Они проектируются монгольскими архитекторами с учетом опыта зодчих СССР и других стран социалистического содружества наций. Проектирование осуществляется архитектурно-планировочным управлением столицы. Строительные работы выполняются главным стройуправлением. При проектировании жилых и особенно общественных зданий используются традиции древнего национального зодчества. При внешней отделке современных зданий и в интерьерах применяются богатые монгольские орнаменты (как, например, для декора Дома-музея Сухэ-Батора).

В Монголии города и населенные пункты по своему внешнему облику выглядят по-разному, в зависимости от времени основания и местности. Аймачные и сомонные центры, как указывалось выше, строились заново или путем реконструкции населенных пунктов около бывших крупных монастырей.

В западных районах страны (например, в Баян-Улэгэе, где живут в основном казахи) наряду с современными каменными зданиями стоят типичные казахские дома, сложенные из самана, с плоскими глинобитными крышами и глинобитными заборами - дувалами. Здесь заметно сказывается среднеазиатское влияние. В Хубсугульском аймаке, в поселке Хатхыл, расположенном близко к русской границе, распространены срубные дома русского типа. Кое-где в Монголии еще и теперь остались глинобитные мазанки - китайские фанзы.

В восточных районах, где живут буряты и хамниганы, встречаются летние деревянные постройки (зукалангай гэр). Эти летние жилища представляют собой дощатые прямоугольные постройки с покатой крышей. Посредине крыши делается прорез для вывода трубы, который служит и источником света. Дверь жилища, как и в юрте, обращена на юг. Так же как и в монгольской юрте, восточная (правая) половина считается женской, западная (левая) - мужской. Порядок расположения вещей в летнем и зимнем жилище одинаков с расположением вещей в монгольской юрте. Отличительной чертой бурятских жилищ является наличие сбитых из глины камельков, в которых они выпекают по русскому образцу хлеб и различное печенье.

Интересно, что жители городов и стационарных сел ставят еще много войлочных юрт (они модернизированы и часто фабричного производства, внутри бывает настлан деревянный пол и обстановка такая же, как в квартирах). Это объясняется привычкой монголов к жизни в юртах. Некоторые люди, особенно старики, не переезжают в благоустроенные квартиры, а строят или приобретают юрты, объясняя это тем, что в домах сыро.

Быт монгола-горожанина или оседлого жителя современной сельской местности отличается от быта дореволюционного кочевника-скотовода. Электрическая лампочка, радио и телефон прочно вошли в быт оседлого монгола. В квартирах появилась удобная городская мебель фабричного производства. В конструкции мебели наблюдается стилизация и орнаментация в национальном стиле, а в квартирах часто наряду с европейской мебелью стоят низкие монгольские столики. В домашней утвари также наблюдается смешение покупных европейских предметов с традиционными монгольскими. Новым является то, что в квартирах на окнах появился тюль, а на стенах - различные ковры, в том числе и тканные под гобелены. В быт монголов прочно входят радиоприемники, швейные машины, велосипеды, мотоциклы и даже автомобили. Важно, что бани строятся в каждом населенном пункте. Кочевник, который в старое время не мылся всю жизнь, теперь регулярно посещает общественную баню.

Несмотря на важные перемены в быту, юрта в условиях отгонного животноводства остается удобным, наиболее приспособленным к местным условиям жилищем. Это древнее жилище, проверенное на многовековом народном опыте, незаменимо для животноводов, которые передвигаются из одного места в другое. Легкость, устойчивость, портативность, возможность быстро ее собрать или разобрать - вот достоинства и удобства юрты. Раньше для перевозки юрты обходились двумя-тремя вьючными верблюдами.

Современная монгольская юрта намного улучшена, хотя форма и конструкция остаются прежними. В Улан-Баторе и других местах решетки современных юрт делаются высокими (в отличие от старых). В большинстве юрт настланы деревянные полы, хотя во многих юртах вместо деревянного пола по-прежнему на землю стелют войлочные ковры или шкуры. Теперь стали покрывать юрту сверх войлока непромокаемым чехлом фабричного производства. Чехлы обычно бывают белого цвета. Известно, что с древнейших времен у монголов белый цвет почитался как священный. Стены многих юрт с внутренней стороны стали покрываться цветной материей, украшенной национальным орнаментом.

Остов войлочной юрты состоит из деревянных, складных решеток, которые у восточных монголов называются хана, а у западных - терем. Решетки ставятся по кругу. Размер юрты зависит от количества решеток. Их бывает от 4 до 12 (средние размеры юрты: диаметр 4-5 м, высота по центру около 3 м). К решеткам прикрепляется конусовидная крыша, состоящая из тонких палок (уни), опирающихся одним концом на решетки, а другим на деревянный круг, который одновременно служит и дымовым отверстием. Круг, как и решетчатые стенки, носит у монголов различные названия в различных местах. У халхасцев и бурят он именуется тоно, а у дэрбэтов и байтов - хараачи. В северо-восточных аймаках МНР круг носит название сырхинык-тон. Он отличается от других тем, что у него уни накрепко постоянно прикреплены с помощью шарниров, поэтому на установку его требуется меньше времени. Круг снабжен взаимно перекрещенными крестовинами, возвышающимися над его плоскостью, причем устройство крестовин варьируется по отдельным этническим группам. Уни, образующие конусовидную крышу, отличаются от таковых в юртах тюркских народов. Подобные палки тюркского образца можно наблюдать в жилищах казахов, проживающих в западной части МНР. В отличие от прямых монгольских уни казахские имеют выпуклую форму и тем самым придают казахской юрте полусферическую форму. Отличается также и устройство дверей у монголов и казахов. Монгольская юрта имеет деревянные двустворчатые двери, согласно древнему обычаю, обычно обращенные на юг (у халха-монголов) и юго-восток (у западной ветви монголов). Снаружи у монголов над деревянной дверью навешивается еще стеганый войлок, у тюрков же дверь закрывается только войлоком, опускающимся наподобие шторы сверху. Монгольские юрты целиком покрываются войлоком, а тюркские - войлоком и циновкой из камыша. Остов монгольской юрты обтягивается войлочными покрывалами, в зимнее время в два ряда, а летом в один ряд, и обвязывается волосяными веревками (гэрийн бус). Летняя покрышка обычно не доходит до земли, что дает возможность через обнаженную решетку проветривать юрту. Зимой для утепления низ юрты снаружи обтягивается длинной, по полметра в ширину полосой войлока (хаявч). Иногда эти накрайники бывают со стеганым геометрическим орнаментом.

На дымовой круг (тоно) накидывается квадратная войлочная покрышка (врхв), к концам которой прикрепляются волосяные веревки. При помощи ерхе можно закрывать дымовое отверстие на ночь или в случае дождя. Днем обычно тоно полностью не покрывается и служит для проникновения дневного света. В настоящее время в некоторых юртах в тоно вставляются стекла. В других случаях также в дверях делаются остекленные окошечки. Можно наблюдать также сочетание того и другого.

Уни и тоно часто покрывают ярко-красной краской, а ханы не окрашивают. Дверь также красят обычно в различные оттенки красного цвета. Наружную часть двери украшают разнообразной росписью.

В оседлых пунктах можно иногда наблюдать изменения в материале и в самой форме юрты. Она перестала быть разборной, ее решетчатые стенки заменились досками, бревнами, кирпичами. Появились фундамент и различные пристройки и надстройки. Круглая в плане решетчатая юрта стала многоугольной или квадратной; ее конический верх - пирамидальным; внутри нее появились опорные стойки, позволяющие строить более тяжелую крышу.

Внутри юрты посредине помещался очаг. Дымящийся очаг был раньше основным источником тепла и света; в настоящее время монголы обычно ставят на месте очага круглые железные печи. Трубы выходят в верхнее отверстие юрты - тоно. Однако в некоторых местах рядом с печкой можно увидеть железную подставку для котла - таган (тулга). Он состоит из 3 или 4 железных ножек, опоясанных железными обручами. Нижние концы ножек для устойчивости слегка загнуты наружу, а верхние отогнуты внутрь, для того чтобы они могли служить подпорками для котла. У дэрбэтов, байтов и захчинов вместо железного тагана в некоторых местах встречаются полукруглые глинобитные стенки (зуух) высотой примерно 30-40 см, которые окружают очаг, не закрывая его. В гобийских районах пользуются очагами, сложенными из глины и камней. Топливом служит обычно аргал - сухой коровий или лошадиный помет. Обычно корзинка с аргалом устанавливается между полками с посудой и очагом, а иногда аргал высыпается прямо на пол перед очагом. Предпочтение аргала дровам объясняется не только отсутствием дров во многих районах, но и тем, что дым от аргала не такой едкий. В очаге аргал размещается по кругу внутри тагана, иначе он не будет хорошо гореть. Раньше, когда не было печей, юрта постоянно наполнялась дымом.

Правая половина от входа (восточная) считается хозяйской, «женской», сторона напротив входа считается самой почетной - сюда обычно сажают гостей.

Во внутренней обстановке современной монгольской юрты произошли большие изменения. Почти во всех юртах можно встретить удобную городскую мебель: специальные низенькие столы и стулья, буфеты, сундуки, обычно орнаментированные, никелированные кровати, одеяла и покрывала фабричного производства, этажерки с книгами и другие вещи. В городских юртах, а также во многих сельских, стали обычными предметами быта такие предметы, как электронагревательные приборы, радиоприемники и книжные полки. Часто в семье арата можно увидеть небольшую домашнюю библиотеку. Однако наряду с этим сохраняются в сельских местах отдельные традиционные черты быта. Об этом говорят расстановка мебели внутри юрты и отдельные предметы быта. Справа от входа, так же как и раньше, располагаются полки и шкафчики с хозяйственной посудой, ящики с провизией, кровать хозяев и монгольские орнаментированные сундуки (авдар) с домашним имуществом. Слева от входа, на «мужской» половине, находятся стойки с кожаными сосудами для кумыса и квашеного молока. Здесь же складываются седла, сбруя и охотничьи принадлежности. Иногда в холодное время года в этой половине привязывают маленьких ягнят и телят. В юртах в настоящее время иногда ставится кровать и в левой половине, но на ней спят или почетные гости, или старшие члены семьи. Часть семьи, так же как раньше, размещается на войлочных подстилках вокруг очага.

У многих аратов можно увидеть монгольскую кровать (орон); это разборная рама не выше 30-40 см, на которую настилаются доски. Лицевая сторона кровати всегда окрашивается и разрисовывается геометрическим орнаментом. В орнаменте чаще всего встречается рисунок &лъзий («ниточка счастья»).

На кровать кладут войлочные подстилки. Несмотря на наличие покупных подушек, некоторым монголам в качестве подушек служат матерчатые или войлочные валики, набитые шерстью, причем конец подушки, обращенный к стене, круглый, а противоположный конец имеет четырехугольную форму, которая придается подушке при помощи деревянной дощечки, вставленной внутрь валика. Четырехугольный конец подушки обшивается плисом или другой какой-либо материей. На материю нашиваются металлические бляхи. У узумчинов, пришедших из Китая, наблюдаются вместо блях большие металлические пластины с изображением драконов.

На полу юрты вокруг очага расстилается войлок, стеганный нитками из верблюжьей шерсти. Он носит название ширдэк. Сложенный вдвое, он должен быть обращен краями всегда к очагу. Поверх ширдэка пол часто застилается кожами животных. Войлочные подстилки на кровати не простегиваются и называются эсгий, или эисгий, что значит «простой войлок».

Мужчины обычно сидят на полу по традиционному монгольскому обычаю, подогнув под себя ноги, или на левой ноге, опираясь о колено правой. Для женщины считается неприличным сидеть по-мужски, т. е. свернув ноги «калачом». Она сидит, подогнув под себя правую ногу, и опирается на колено левой ноги.

Монгольские араты - животноводы и земледельцы в летнее время используют палатки (майхапы). Во время надана - национального праздника монголов - майханы пользуются особенно большим успехом. Монгольские палатки обычно бывают шестискатные и в большинстве случаев снаружи украшаются красивым орнаментом (алтан-хээ, влъзий и др.)* Вокруг юрты располагаются загородки для скота, колышки с натянутыми веревками для привязи телят и ягнят, коновязи для верховых лошадей и телеги (в восточных и центральных районах).

Войлочная юрта хорошо приспособлена к кочевому быту. Она отличается большой портативностью; при переезде с места на место она может быть в течение 30-40 мин. свернута или поставлена вновь.

Наиболее древней формой монгольского жилища является обохой - конусообразное жилище.

Обохой состоит из тоно и вставляемых в него уни. Сверху, так же как и юрта, обохой покрывается войлоком. Обохой как постоянное жилище теперь не встречается; иногда его используют в качестве хранилища домашних вещей. Чаще им пользуются пастухи или проводники караванов в холодное время года.

Человечество привыкло оценивать уровень развития цивилизации народов, населяющих нашу планету, по величию их дворцов и строений. Однако не менее искусными архитекторами с высокоразвитой культурой являются и народы, ведущие кочевой образ жизни.

Их жилища: юрты, яранги, вигвамы, шатры, иглу, чумы - даже разбалованного удобствами современного человека завораживают своей красотой, простотой, функциональностью и гармоничностью. Может быть, поэтому с недавних пор стало возрождаться искусство возведения жилья кочевников - юрт.

Из чего сделана юрта

Строительным материалом для нее в основном служили кожа, войлок и дерево.

Стены древних жилищ кочевников представляли собой деревянные шесты, собранные в виде решетчатых секций. Из жердей, соединенных с дымовым отверстием, делали и крышу. Снаружи «стены» и «крышу» юрты покрывали слоем войлока.

В центре каждой юрты был каменный очаг. Камни для него кочевали вместе с людьми, и при сборке юрты на новом месте прежде всего выкладывался очаг. На зиму жилище утепляли, обматывая дополнительным слоем войлока и влагостойкой тканью.

Даже зная, из чего сделана юрта, не перестаешь удивляться смекалке и мастерству людей, сумевших без единого гвоздя или шурупа, из подручных материалов, соорудить жилище, выдерживающее сильные ветра и многодневные снегопады.

Юрты монголов

Монгольские юрты мобильные, легкие, разборные, они являются идеальным жилищем для кочевников. В основе юрты - деревянный остов, поверх которого накладывается войлочная кошма в один или несколько слоев. Для защиты от снега или дождя кошма дополнительно оборачивается тканью.

Двери монгольской юрты всегда обращены на юг - эта особенность установки позволяла монголам-кочевникам ориентироваться во времени суток.

Внутри юрта разделена на несколько частей:

  • женскую - справа от двери;
  • мужскую - от двери слева;
  • гостевую - с северной стороны, напротив входа, в гостевой части обязательно располагали алтарь.

Все части юрты воедино соединял очаг, служащий для обогрева и приготовления пищи.

Сами монголы называют свое жилье не юртой, а словом «гэр».

Неписаные правила при посещении монгольской юрты

Со времен Чингисхана и до нынешнего времени монголы придерживаются ряда традиций и общепринятых правил при посещении юрт. Не помешает их знать и европейцам:

  • Входя в юрту, нельзя наступать, а тем паче садиться на порог. Человек, умышленно наступивший на порог, извещал тем самым хозяина о своих злых намерениях, а коснувшийся правой рукой притолоки двери нес в дом мир и благодать.
  • Оружие или поклажу в юрту заносить нельзя. Они оставляются у входа снаружи - это служит подтверждением чистых намерений гостя.
  • Войдя на северную, гостевую половину юрты, принято дождаться от хозяина приглашения присесть. Самовольно садиться считается невежливым.
  • В юрте не принято свистеть. Считается, что тем самым в жилище призываются злые духи. Также пределы юрты не должен покидать огонь из очага, ибо с ним от хозяина уходит счастье.

Юрты казахов

Казахские юрты конструктивно мало чем отличаются от монгольских. По сравнению с монгольскими они ниже, что обусловлено сильными ветрами в этой местности. А их купол увенчан шаныраком (деревянный круг, венчающий макушку юрты) из черного тальника или березы. Монголы предпочитали делать шанырак из сосны.

Шанырак для казахов - не только крестовина, удерживающая купол и предназначенная для прохождения в юрту солнечных лучей и удаления дыма от очага. передаваемая из поколения в поколение, символ продолжения рода и отчего дома. С ним связано множество обрядов и поверий в жизни казахского народа. О значимости шанырака свидетельствует тот факт, что его изображение применяется в геральдике Казахстана.

Отличие жилищ обоих народов состоит и в том, из чего сделана юрта: казахи покрывали ее войлочным покровом, состоящим из 4 прямоугольных частей, в соответствии с частями каркаса. Верхнюю часть юрты, кроме шанырака, накрывали 2 кусками войлока трапециевидной формы. На шанырак крепился откидной прямоугольный кусок войлока, который с помощью шеста и веревки, пришитой к одному из краев, можно было откинуть или закрыть на случай дождя. Двери казахской юрты также сшивались из кошмы, закрепленной на циновке.

У более зажиточных казахов богаче были и юрты. Конструкция жилищ богачей украшалась узорчатыми циновками и скреплялась ткаными из шерсти орнаментированными лентами. Юрта состоятельных людей оборачивалась войлоком белого цвета и в народе называлась «белым домом».

Интерьер юрты

Юрта является символом солнца и космоса, единства человека и окружающей среды. Почти все предметы ее интерьера располагаются вдоль стен, по кругу. Понятно, что в столь ограниченном объеме каждый предмет должен иметь свое предназначение и занимать строго определенное место, чтобы как можно меньше загромождать собой и без того тесное пространство. Тем не менее убранство юрты поражает именно тем, что вызывает ощущение гармонии и простора, комфорта и уюта.

В интерьере, кроме деревянных полок, присутствуют и предметы деревянной мебели, инкрустированные костями животных: сундуки, этажерки, лари для продуктов.

Но особый колорит жилищу кочевников придают Они вносят в интерьер изюминку и поражают разнообразием расцветок и орнаментальных узоров. По коврам сразу же можно было судить и о достатке хозяина.

Современная юрта

Из чего сделана юрта нынешнего века? Конечно же, из современных материалов. Войлок заменен на холлофайбер, деревянный остов сделан из клееного бруса, ткань внешнего полога пропитана силиконом, очагом служит

Юрта стала намного комфортнее, хотя и несколько жаль, что больше не встретишь того, пропитанного дымком и стариной, настоящего жилья кочевников.