Какие овощи копают лопатой. Овощи. Как подготовить почву весной


2.1 Комитет по образованию Муниципального образования

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области.

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности (занятия)

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Овощи»

Возраст: 5 – 6 лет

Диагноз: ОНР 3 уровня, дизартрия, моторная алалия.

Кирсанова Светлана Викторовна

воспитатель МДОУ

Детский сад комбинированного

вида № 5 «Незабудка».

г. Тихвин

2013г.

Цель: расширять знания и представления об овощах.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы

Простым предложением;

  • учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных окончаниях;
  • учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • расширять и обогащать словарный запас детей по теме.

2. Воспитательные:

  • воспитывать заинтересованное отношение к окружающей природе;
  • воспитывать умение работать в группе сверстников, слушать и слышать собеседника.

3. Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, память, связную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию речи с движением.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Н. Носов «Про репку», «Огородники», Ю. Тувим «Овощи», Э. Шим «Кто как одет?»,

С. Михалков «Овощи»; рассматривание и пробование на вкус натуральных овощей.

Оборудование: Картинки с изображением овощей, наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.

Ход занятия:

I часть. Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

Дети: - морковь, перец и т.п.

Как можно это назвать одним словом?

Дети: - овощи

Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

Дети: - об овощах.

II часть. Основная:

1. Беседа об овощах

Воспитатель: - А где растут овощи?

Дети: - в огороде

Воспитатель: - правильно. Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи.

Воспитатель читает стихотворение:

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2.Выставляются картинки овощей.

Воспитатель: Овощи на огороде растут по-разному:

У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй; У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле; У помидора, гороха, перца, баклажанов - плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Воспитатель: -Кто может назвать овощи, которые мы срываем?

Дети: - огурцы, помидоры, перец и др.

Воспитатель: -А какие выкапываем?

Дети: - картофель

Воспитатель: -А какие овощи выдёргиваем из земли?

Дети: - морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.

Воспитатель: - А какие овощи мы срезаем ножом?

Дети: - тыква, кабачок, капуста, баклажан

Воспитатель: - Кто ухаживает за овощами?

Дети: - За овощами ухаживают огородники на дачах и овощеводы в колхозах.

Воспитатель: - А как они ухаживают за овощами?

Дети: - Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.

Воспитатель: - Для чего нужны овощи?

Дети: - В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.

Воспитатель: - Что можно приготовить из овощей?

Дети: - Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу.

3. Игра «Подбери признаки».

Воспитатель: - Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него, какой он.

Морковь (свёкла, репа, капуста) (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок) (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

Воспитатель: - Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

4. Игра «Чего не стало?».

Воспитатель: - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один из них, а вы скажете, какого их них не стало.

Воспитатель: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Вот овощи спор завели на столе - Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

5. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Воспитатель: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, а вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

6. Игра «Один - много».

Воспитатель: - Я буду называть один овощ, а вы много овощей.

Помидор - помидоры

Огурец - огурцы

Тыква - тыквы

Кабачок - кабачки

Баклажан - баклажаны

7. Речь с движением «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

8. Игра «Назови сок, салат».

Воспитатель: - Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать, какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови - морковный Суп из гороха - гороховый

Сок из капусты - капустный Суп из картофеля - картофельный

Сок из свёклы - свекольный

Салат из огурцов - огуречный

9. Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? … Огурцы.

III часть. Окончание:

Воспитатель: - О чём мы говорили на занятии?

Дети: - об овощах.

Воспитатель: - Что вы нового узнали об овощах?

Ответы детей

Воспитатель: - Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.


Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4-8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4-8 лет) . До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор - помидоры - много помидоров
картофель - картофель - много картофеля (картошки)
баклажан - баклажаны - много баклажанов
перец - перцы - много перцев
кабачок - кабачки - много кабачков
тыква - тыквы - много тыкв
морковь - моркови - много моркови
свёкла - свёклы - много свёклы (свёкол - в значении «много штук»)
лук (луковица) - лук (луковицы) - много лука (луковиц)
репа - репы - много реп
редька - редьки - много редьки (редек - в значении «много штук»)
чеснок - чеснок - много чеснока (много головок чеснока)
петрушка - петрушка - много петрушки
огурец - огурцы - много огурцов
перец - перцы - много перцев (в значении «много штук»)
кочан - кочаны - много кочанов
горошина - горошины - много горошин
стручок - стручки - много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец - огурчик - огурчики
помидор - помидорчик - помидорчики
картофель - картошечка - картошечки
баклажан - баклажанчик - баклажанчики
перец - перчик - перчики
тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки
редис - редисочка - редисочки
морковь - морковка (морковочка) - морковки
свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки
лук (луковица) - лучок (луковичка) - луковички
репа - репка (репочка) - репки
чеснок - чесночок - чесночки
петрушка - петрушечка - петрушечки
укроп - укропчик - укропчики
капуста - капусточка - капусточки
фасоль - фасолинка - фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец - маленький
картофель крупный, а редис - ... (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь - ... (полная)
помидор мягкий, а огурец - ... (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка - ……. плохая грядка
Старый картофель - …….. молодой картофель
Тяжелый мешок - …… легкий мешок
Большой урожай - ………. маленький урожай
Чистая морковка - ……… грязная морковка
Спелый помидор - …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
Помидор красный, а морковь...
Помидор мягкий, а морковь...
Помидор кислый, а морковь...
У помидора внутри семечки, а у моркови...
Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца - огуречный сок
Сок из свёклы - свекольный сок
Сок из лука - луковый сок
Сок из помидоров - томатный сок
Сок из капусты - капустный сок
Сок из тыквы - тыквенный сок
Сок из моркови - морковный сок

.Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.





Развитие слухового внимания . Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор - 2 помидора - 5 помидоров
1 огурец - 2 огурца - 5 огурцов
1 кабачок - 2 кабачка - 5 кабачков
1 перец - 2 перца - 5 перцев
1 свёкла - 2 свёклы - 5 свёкол
1 кочан капусты - 2 кочана капусты - 5 кочанов капусты
1 головка чеснока - 2 головки чеснока -- 5 головок чеснока
1 долька чеснока - 2 дольки чеснока - 5 долек чеснока
1 стручок гороха - 2 стручка гороха - 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины - 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.


«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения - например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис - ... (дергают)
Огурцы, помидоры, горох - ... (срывают)
Капусту - ... (срезают)
Картофель - ... (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части» .
Кочан – Ботва –
Стручок - Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств» . Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет - красный, оранжевый, зеленый...
Вкус - кислый, сладкий, горький...
Форма - круглая, овальная, треугольная...
Поверхность - гладкая, шершавая, неровная...
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий...
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая...

Пальчиковая гимнастика

Капустка
Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмем - жмем.
(Имитация движений.)

Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.


Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь - капуста, здесь - салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

До наступления заморозков в пер-вых числах октября в солнечную погоду завершают уборку корнеплодов. Редь-ку, пастернак и сельдерей выкапывают садовыми вилами или лопатой, так как они находятся глубоко в почве, листья обрезают на уровне шейки. Мелкие корнеплоды петрушки и сельдерея ос-тавляют под зиму. При наличии обог-реваемых теплиц высаживают сельде-рей и другие корнеплоды массой 50- КЮ г для осенней и зимней выгонки зе-лени.

Убирают высеянные в августе зе-ленные растения: шпинат, салат, укроп, лук репчатый на зелень. Шпинат вы-дергивают с корнем до заморозков. Растения при этом не моют для лучшей лежкости. Хранят в полиэтиленовых пакетах при температуре минус 1-2 градуса в течение двух месяцев. До заморозков заготавливают для вы-гонки зимой салат цикорный. Уби-рают корнеплоды диаметром 3-5 см. Выбранные из почвы растения укла-дывают в кучи корнеплодами внутрь, а листьями наружу, чтобы обеспе-чить отток питательных веществ из листьев в корнеплоды. Через 7-10 суток листья срезают, оставляя че-решки длиной 2-3 см, и прикапывают в парнике или подвале.

Убирают свежую зелень салатов эндивия и эскариола до замороз-ков (6-8 градусов). Перед установле-нием снежного покрова эти овощи убирают с корнем и прикапывают в подвале или хранилище. При темпе-ратуре 3-5 градусов в темном поме-щении листья этих салатов отбелива-ются, теряют горечь и могут использо-ваться в течение всей зимы.

Лук-порей убирают во второй по-ловине солнечного дня. Выкапывают его лопатой или вилами садовыми и, укладывая на землю, немного подре-зают корни. Затем растения сортируют по диаметру ложной луковицы, связы-вают в пучки и прикапывают в подваль-ном помещении во влажный песок, где они сохраняются свежими до трех ме-сяцев. Некоторые овощеводы лук-порей не выкапывают, а оставляют под зиму на грядах. Весной получают зе-лень.

Корни хрена убирают, когда на рас-тении начинают отмирать листья, са-довыми вилами или изготавливают специальный трубчатый длинный нож.

Обычно эту работу проводят перед силь-ными заморозками. Выкапывают хрен ос-торожно, чтобы не повредить не только товарный корень, но и молодые корни тол-щиной 1-2 см, идущие в глубь почвы. При копке и обрезке стре-мятся не оставить в почве концов корней и корешков, иначе учас-ток быстро засорится хреном. Выкопанные корни отряхивают от земли, обрезают ос-татки листьев и ниж-них концов, избегая при этом порезов и других повреждений.

Лучшего качества получают хрен при выращивании в 1-2-летнем цикле. Крупные и длинные корневые черенки (диаметром 1,6-1,8 см) используют для переработки и хранения, а мелкие отрезки корней — для высадки на сле-дующий год. Хорошим посадочным материалом считают боковые черенки корня длиной 20-25 см и более, толщи-ной 0,8-1,5 см, подрезанные снизу ост-рым ножом наискось, а сверху перпен-дикулярно продольной оси. Их связы-вают пучками по 10-15 штук и хранят в подвале или прикапывают в траншеях, переслаивая сухим песком или тор-фом.

На грядах вплоть до заморозков ос-тавляют переросшие, побуревшие плоды (семенники) огурца. Как только они приобрели свойственную им ок-раску и стали мягче — пришло время их собирать. Отбирают семенники пра-вильной формы, оставляют их на 15-25 суток для дозревания, пока не размяг-чатся. Потом разрезают, выбирают из них ложкой семена, которые вместе с перегородками укладывают в банку для сбраживания. Процесс сбражива-ния длится недолго — 2-3 суток. Все это время банку держат закрытой, луч-ше полиэтиленовой пленкой. Затем семена отмывают и сушат при темпе-ратуре 35-40 градусов. При сушке пе-ремешивают, чтобы они не закисали. Выход семян - 5 г из одного семенника. Хранят посевной материал в бязевых мешочках с этикеткой, где указывается сорт огурца и год его выращивания.

Поздней осенью (конец октября - начало ноября) убирают клубни топи-намбура (груша земляная). Клубни ис-пользуют как картофель или употреб-ляют в сыром виде. В клубнях отсут-ствует крахмал, но зато содержится инулин, очень полезный для диабети-ков.

Топинамбур выращивают и для кор-мовых целей. На хорошо удобренном участке образуется мощная надземная масса, которую используют на корм скоту. Топинамбур - неприхотливое растение, не требующее полива, моро-зоустойчивое, его можно выращивать всюду. Он плохо растет на участках,

открытых ветрам, так как, достиг-нув высоты 2-3 м, может быть вы-вернут ветром из земли. Клубни высаживают ранней весной ши-рокорядным способом по схеме 100x50 см на глубину до 15 см. В вегетационный период почву рыхлят и окучивают. Убирать клубни можно не только поздней осенью, но и весной. Если часть клубней оставить в земле, то из них вырастут новые растения. Культивируют топинамбур на од-ном участке не более пяти лет. Зимой его хранят в холодном подвале, в буртах или парнике. Клубни переслаивают землей, чтобы они не сохли.

Закончив уборку урожая, учас-ток очищают от растительных ос-татков и еще раз пропалывают сорня-ки. Растительные остатки здоровых растений закладывают в компостные кучи, а больные и обсеменившиеся сжигают или закапывают глубоко в землю. Знаменитая книга “Домострой” учит нас многим добродетелям, кото-рые мы когда-то, на беду свою, нарек-ли мещанскими, например бережли-вости. В этой книге настойчиво внуша-ется: в хозяйстве ничего не должно пропадать напрасно. Капустные коче-рыги, листья от свеклы и репы, очистки мяса и рыбы, крошки со скатерти со-бирать и этим, чего-нибудь добавив, кормить рабочих лошадей, коров, птиц, собак — "кому что сгодится".

Конспект комплексного занятия с ребенком 4 - 5 лет с диагнозом ОНР

Овощи

Ходак Анна Николаевна,
логопед СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника №11»

Цель : расширение представлений ребенка об овощах.

Образовательные задачи:

· Знакомить с названиями овощей;

· Расширять словарь по теме «Овощи»;

· Формировать обобщающее понятие овощи ;

· Расширять словарь за счет имен существительных (огород, грядка); за счет глаголов (срезать, выкапывать, выдергивать, срывать)

· Совершенствовать грамматический строй речи, слоговую структуру слова;

· Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

· Учить составлять рассказ по картинному плану.

Коррекционные задачи:

· учить узнавать и называть овощи

· развивать слуховую память;

· учить соотносить речь с движением при воспроизведении потешки;

· развивать зрительно-моторную координацию - учим складывать разрезные картинки из 2-5 частей;

· формировать плавный вдох и выдох;

· развивать артикуляционную моторику;

· развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

· воспитывать бережное отношение к животным;

· учить эмоционально откликаться на слова загадки и потешки.

Оборудование: муляжи, магниты и настоящие овощи; медведи: большой и маленький, пазлы «Овощи», мяч, опорная схема для составления описательного рассказа.

Ход занятия

1. Пальчиковая игра

У Лариски - Две редиски. Соединяем пальцы по очереди с большим

У Алешки - Две картошки.

У Сережки - сорванца -

Два зеленых огурца.

А у Вовки - Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

2. Рассматривание овощей, называние их.

Где растут овощи?

Чем полезны овощи?

Какие овощи выкапывают, срезают, выдергивают, срывают?

1. Дыхательное упражнение «Узнай по запаху»

Узнать овощ по запаху сначала с откры-тыми глазами, потом с закрытыми.

4. Артикуляционная Гимнастика

В огород пойдём,
Урожай соберём. (Язычок поднимаем к носу, опускаем к подбородку)
За забор зайдём, (упр -ие «Заборчик»)
И лопаточки возьмём. (упр -ие «Лопаточка»)
Мы морковки натаскаем (упр -ие «Иголочка»)
И картошки накопаем. (упр - ие «Киска лакает молоко» (лакательные
движения языком))
Срежем мы качан капусты, (надуть щёки)
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко (упр-ие «Лопатка»)
И вернёмся по дорожке. (упр -ие «Лошадка»)

5. Игра «Угостим медведей»

Большой и маленький медведи пришли к нам в гости, будем их угощать овощами. Большого медведя будем угощать большими овощами, а маленького медвежонка маленькими. Медведю - морковь, а медвежонку - морковочку.

Помидор-помидорчик;

Огурец-огурчик;

Лук-лучок;

Чеснок-чесночек;

Капуста-капустка;

Свёкла-свёколка;

Картошка-картошечка;

6. Упражнение «Чего не стало на грядке?»

Выставляем на стол 5-7 предметов овощей. Ребенок закрывает глаза, убираем один овощ (можно два), меняем местами. Просим сказать, что изменилось, что пропало.

7. Пазлы «Овощи»

8. Рассказ медведей

Логопед говорит за большого медведя, а ребенок за медвежонка.

Большой медведь: « На тарелке лежало много помидоров. Я съел помидор, а потом еще один маленький помидорчик».

Маленький медвежонок: «На тарелке лежало много огурцов. Я съел огурец, а потом еще маленький огурчик.

(Продолжаем со всеми овощами)

9. Упражнение «Назови 5 действий» (игра с мячом)

Перечисляем 5 действий, которые можно совершать с овощами:

Картошку можно сажать, можно мыть, можно выкапывать, можно резать и т.д.

(Предлагаем еще 1-2 овоща)

10. Составление рассказа по опорным схемам

Расскажи об овоще, используя таблицу.

Какой огурец? (Огурец маленький, овальный, зеленый.)

Какой картофель? (Картофель большой, овальный, коричневый.)

Чтобы получить богатый урожай, нужно правильно обрабатывать землю. Картофель — капризная культура и нуждается в глубокой вспашке почвы перед посадкой. О способах и приемах вспашки, а так же сроках выкапывания картофеля узнаем в статье.

От момента посадки до момента сбора урожая должно пройти определенное количество времени. И это время зависит от нескольких факторов: выбранного сорта, времени посадки урожая, погодных условий. Сказать однозначно точное время сложно.

Есть некоторая зависимость сбора урожая: если картофель был посажен в конце апреля , то выкопать его нужно до начала августа . Однако как говорит статистика, благоприятное время для посадки – месяц май и выкапывать картофель нужно – в начале сентября. Хотя в среднем сбор урожая начинают уже с середины августа.

Срок выкапывания овоща напрямую зависит от сорта. Ранние сорта выкапывают на 4-6 недель раньше, чем поздние.

Так при выкапывании картофеля следует знать, для каких целей будет использоваться овощ. Если нужна молодая картошка сразу для приготовления еды, то выкапывать ее нужно уже в конце июля .

Если корнеплод должен будет храниться всю зиму, то ранний сбор производить не рекомендуется. Кожура должна стать более грубой иначе она картошка начнет быстро портиться и подгнивать.

Внешние признаки созревания картофеля

Картофель относится к растениям, которые выращиваются в больших количествах относительно других культур. Важно не упустить время сбора урожая и вовремя выкопать корнеплод . Важно уметь по внешним признакам понимать, что овощ созрел.

К основным признакам созревания картошки относят:

  • кустарники засыхают, вянут и желтеют ;
  • кожура выкопанного картофеля грубеет, становится толще и плохо сдирается (в отличие от молодого картофеля);
  • клубни накопили достаточное количество крахмала, чтобы надолго сохраниться и пережить зимний период. Это узнать легко, нужно капнуть на мякоть йод. Если мякоть стала сиреневая, то картофель готов к хранению;
  • клубни при сборе легко отрываются от стеблей и корня .

Сухая и пожелтевшая ботва — признак созревших клубней картофеля

Зачем собирать урожай вовремя

Если начать выкапывать растение раньше времени, то кожица клубней слишком хорошо сбирается и хранить ее можно будет только несколько месяцев.

Чтобы клубни сохранились надолго, кожура должна загрубеть . Передерживать овощ в земле так же нельзя по следующим причинам:

  • картошку повреждают вредные насекомые или болезни;
  • клубни сохнут и теряют массу;
  • плоды загнивают от влажной почвы;
  • овощ перемораживается от резкого наступление похолодания.

Как копать картофель

Существует несколько способов выкапывания картофеля. Для этого нередко используют либо обычный садовый инвентарь – лопату или вилы, либо специальную агротехнику.

При этом копать вручную — достаточно трудоемкий процесс, особенно для тех, кто имеет проблемы со здоровьем. Для обработки больших территорий лучше воспользоваться мотоблоком.


Выкапывание вручную — очень трудоемкий процесс

Мотоблоком

Уборку сельскохозяйственным оборудованием можно проводить после того, как вся ботва на участке будет срезана . Спустя 2-3 дня можно начинать выкапывать корнеплод.

Оборудование готовится заранее. Для этого рекомендуется обратить внимание на элементы вращения. Их нужно тщательно смазать специальным маслом, а части мотоблока, которые будут рыхлить почву, следует очистить от земли, глины, камней.

Если лезвия затупились, то их нужно предварительно наточить.

Использование мотоблока или копка мотокультиватором подразумевает соблюдение инструкции:

  • кустарники заранее должны быть высажены в один ровный ряд , чтобы не пришлось маневрировать техникой по всему участку;
  • расстояние между рядами должно быть 70-80 см , чтобы мотоблок не повредил колесами соседнюю гряду;
  • при сборе урожая лучше применить дополнительные насадки для регулирования глубины;
  • заранее нужно отрегулировать технику, чтобы она вскапывала легко;
  • для того чтобы колеса мотоблока ехали равномерно, выкапывать картофель рекомендуется через гряду .

Вручную

Копать картофель вручную можно лопатой или «копачкой». Однако такой труд подходит не более чем для 5 соток земли . Если огород больше, лучше воспользоваться техникой – это быстрее и практичнее. Ручное выкапывание картофеля совершается следующим образом:

  • один человек копает под клубень. Для этого нужно загнать лопату около клубня и поднять его на поверхность;
  • второй человек собирает картошку, идя позади.

При ручном труде можно делать два дела сразу – собирать картошку и отсортировывать. Можно оставлять клубни подсыхать на поверхности рядов.

Подготовка почвы к вспашке

Чтобы подготовить землю к посадке урожая, нужно хорошо ее обработать, насытить кислородом. Для этого нужна глубокая обработка земли , чтобы корни и клубни хорошо развивались.

Существует несколько методов подготовки и обработки земли:

  • глубокая с помощью культиваторов и плоскорезов;
  • вспашка плугом;
  • с углублением пахотного горизонта.

Как подготовить почву весной

Прежде всего, следует понимать, какая почва наиболее хороша для картошки. Совершенно не подходят глинистые влажные. Нельзя высаживать картофель в низинах, где есть вероятность скопления воды.

Самая подходящая земля – легкая, песчаная, рыхлая . Идеально если это чернозем, торфяной грунт . Если грунт окислен, то нужно перед посадкой обработать ее древесной залой, песком с навозом или компостом.


Если почва окислена — ее необходимо обработать древесной золой

Глубина вспашки

Выбор метода обработки зависит от земли и географического положения. Практически во всех регионах подходит зяблевая вспашка на глубину 30 см .

Нельзя вспахивать глубже, так как это может привести к сильному окислению почвы.

Чем обрабатывать землю перед посадкой

Первый шаг для получения богатого урожая – это обогатить почву кислородом . Поэтому ее нужно обязательно рыхлить. Рыхление осуществляется в сухую погоду. Для этого нужно перекопать почву на глубину 15 см .

Перед тем как провести посадку картошки, нужно провести ряд процедур:

  • заранее перекопать почву на глубину 15-20 см , чтобы уничтожить вредителей;
  • обработать почву специальными растворами для профилактики от фитофтороза;
  • обогатить почву минералами и органикой;
  • за год до плановой посадки картошки высадить на участке сидераты.

Как и чем обрабатывать землю весной и осенью

Весной нужно подождать, когда полностью растает снег, а почва прогреется на глубину 10см . Обработка земли производится в зависимости от ее состава:

Песчаные почвы нужно разрыхлить, а влажные глинистые разрыхлить сразу после того как почва подсохнет, а потом еще раз за день до посадки картофеля.

При посадке картофеля нужно очистить землю от сорняков , насекомых, болезней. Внести удобрение и разравнять почву граблями.

Для обогащения почвы минералами и органикой можно использовать одну из смесей:

  • на 1 кв.м. 5кг перегноя, 100 гр золы и 50 гр нитрофоски смешать и добавить в землю перед посадкой;
  • 5 кг компоста, 30гр нитрофоски, а между рядами подпитать 20гр аммиачной селитры и сульфатом калия.

Если почва сильно заражена, то лучше обойтись без органики . При применении сидератов земля насыщается питательными элементами и является профилактическим методом от вредителей.


Для осенней обработки можно воспользоваться методом зяблевой вспашки . Она улучшает пахотный слой почвы, увеличивает ее способность сохранять полезные свойства.

Для повышения плодородности земли сразу после сбора урожая можно разбросать по огороду навоз. Так же вместе с навозом можно подкормить почву суперфосфатом 30г и сульфатом калия 15г на 1 кв.м. После сбора урожая ботву рекомендуется собрать и сжечь за участками огорода.

Чтобы собрать богатый урожай картофеля следует соблюдать все вышеперечисленные рекомендации. Хорошего вам урожая!